search
main
0

Второстепенный Лев Толстой

Вольность нравов и корсет старомодной морали

Понимая, какой огромной фигурой является Лев Толстой в литературе, философии и религии, мы испытываем смущение, взглянув на него вдруг как на фигуру периферии, одного из многих. Такая смещенная точка зрения позволяет, с одной стороны, увидеть непривычные детали, с другой – посмеяться над собственной косностью. Действительно, центровая фигура исследований, Лев Николаевич, все больше канонизируется, отдаляясь от себя настоящего.

Вторая книга Дарьи Еремеевой в числе других недавно вышедших трудов о жизни гения (П.Басинский «Соня, уйди!», «Подлинная история Анны Карениной») помогает нам выровнять этот перекос, напоминая, что се человек. Один из пятерых детей в семействе, один из воспитанников, один из родственников, характеров, наконец, один из возможных взглядов на события. Поскольку главная героиня книги – Мария Толстая, через ее призму мы видим в Толстом не уникальное, а типическое, семейное. Мы вспоминаем, что он был одним из многих Толстых, и его близкие могли иметь с ним внутреннее сходство, как и он с ними. Речь не о равновеликости, конечно, но о том, что мы порой забываем о человеческом, присущем каждому из нас, в гении.

Сложно представить ситуацию, в которой мы могли бы увидеть Льва Толстого на заднем плане в отношении кого-либо как писателя. Если, скажем, раннего Есенина мы еще можем вообразить в тени блоковского расцвета, а Гоголя считать уступающим прекрасной ясности Пушкина, то с Толстым так не выйдет, он неизбежно заслоняет собой не только современников. Тем ценнее попытка отделить Толстого-человека от Толстого-явления, увидеть его живым и простым.

Странно думать, что Мария Толстая, персонаж литературного анекдота о затянувшемся сватовстве к ней И.С.Тургенева, окончившегося неосуществленным тогда разводом и вообще ничем, в действительности прожила трагическую, неоднозначную, глубокую жизнь, сопоставимую по характеру духовных исканий с путем ее великого брата. Едва ли можно написать ново об общеизвестном, но возможно сделать это занимательно. Простое, обстоятельное и ровное полотно текста Дарьи Еремеевой в хронологическом порядке излагает биографию Марии Николаевны в окружении ее братьев, детей, супруга, поклонников и родственниц. Мы видим благородную особу XIX века, незаурядно мыслящую, темпераментную, с богатым эмоциональным миром, но вместе с тем с глубоким пониманием нравственного в человеке, возможно, и составившим причину ее мирского несчастья. Супруг Толстой, дальний родственник Валерьян, не отличался верностью семейному очагу, вероятно, исповедуя теорию «стакана воды» еще до ее появления. Мария, столь же увлекающаяся и страстная по натуре, однако, не могла и подумать о подобном легкомыслии: для нее любые отношения должны были оканчиваться браком. Если ее супруг опережал свое время вольностью нравов, то она сама, напротив, заковала свою подвижную натуру в корсет старомодной морали и не смогла смириться с действительностью. Современница и собеседница Некрасова и Фета, Тургенева и Боткина, Островского и Дельвига, эта женщина не обладала «широтой» прогрессивных взглядов того времени, избрав иной путь.

Здесь читатель невольно встречается с собственными стереотипами, представив троицу Лев Толстой – Мария Николаевна – И.С.Тургенев как союз доминирующей личности, влюбленной страдалицы и вечно колеблющейся нерешительности. Сестра гения была не только «некрасивой девочкой» из «Отрочества» или героиней «Фауста», обманутой женой и отвергнутой поклонницей, она также была многодетной матерью, домоправительницей, благотворительницей, наконец, она узнала в Алжире и личное счастье, что разрушает ее трагический образ. Становясь взрослее, выданная в 16 лет за «деревенского Генриха VIII» девушка проходит путь от ведомости и легкомыслия до управления своей судьбой, несмотря на невзгоды. Безусловно, ее жизнь, как и жизни других членов семьи Толстых, нашли отражение в двух главных романах писателя, и все же законы художественного произведения подчас бывают неумолимее и неотвратимее, чем сама жизнь. Мария родила ребенка от близкого ее сердцу человека, воссоединилась с братом и нашла смысл не только личный, но и высший, оказавшись более чем материалом для писателей своего времени – созидателем себя.

Конечно, это книга не только о внутренней жизни светской дамы с трудным характером, но и о социальном устройстве мира того времени. Богатая судьба Марии Николаевны словно нарочно вобрала в себя, как индикатор, все, что было характерно для дворянки ее состояния и положения. Ранний брак без большого чувства с дальним родственником, предающимся всем порокам своей эпохи; обременительная многодетность с постоянными тревогами в окружении деревенских кормилиц и несовершенной медицины; симпатия нелюбимой женщины к другу брата, известному писателю и ловеласу, ставшая для Тургенева эпизодом, а для Толстой – причиной настоящего несчастья; наконец, попытки развода с недостойным супругом, счастливые отношения с виконтом де Кленом, внебрачное дитя и все трудности сокрытия происхождения любимого ребенка от общества; тяготы самоличного восстановления разрушенного хозяйства, воспитания подросших детей, поддающихся веяниям нигилизма и мечтам о собственной жизни… Казалось бы, обычной женщине не по силам подобные испытания в эпоху «Анны Карениной»! Но, возможно, в этом и проявилась стойкая натура Толстых, сумевшая пройти сквозь тернии к свету.

Дарья Еремеева. Сестра гения. Путь жизни Марии Толстой. – М. : Инфинитив: Лингвистика: Бослен, 2022.

 

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте