search
main
0

Второй раз – на первый курс . Студенты готовы… проучиться лишний год, чтобы получить диплом

Воронежскому государственному педагогическому университету в октябре нынешнего года исполнилось 75 лет. Пожалуй, нет в Воронежской области такого учреждения образования, в котором не работали бы выпускники ВГПУ. Точнее сказать, большинство из работающих педагогов – это бывшие выпускники педуниверситета. Легко ли сегодня начинающему учителю? Какие проблемы наиболее актуальны для педагогического образования? На эти и другие вопросы я попросила ответить ректора ВГПУ Вячеслава ПОДКОЛЗИНА.

– Вячеслав Витальевич, тема разговора хоть и не нова, но своей актуальности не теряет и от моды не зависит. На ваш взгляд, достаточно ли внимания уделяется сегодня педагогическому образованию?

– 29-30 мая 2006 года в Москве, в РГПУ проводилось совещание ректоров педагогических вузов страны и институтов повышения квалификации учителей. Тема совещания – «Задачи педагогического образования на современном этапе модернизации российского образования». Речь в основном шла о том, что нужно делать в системе педобразования, чтобы улучшить подготовку учителей и повысить качество образования в школе. Ведь все прекрасно понимают, что нельзя реконструировать и делать красивой архитектуру здания, не начав с укрепления фундамента. Другими словами, многое зависит именно от школы, которая обучает будущих студентов педвуза. Если фундамент крепкий и надежный, то, став студентом, бывший выпускник сможет получить в вузе более обширные знания. А если из школы ученики выходят слабенькие, нужно будет заниматься пропедевтикой. Целый семестр посвящать тому, чтобы восполнить недостающий школьный базис.

Действительно, от системы педобразования многое зависит. Есть стандартные фразы, например, «педагогическое образование – это системообразующий фактор в целом в системе образования». Именно от системы педобразования зависит подготовка новых кадров для всей системы образования. Если школа – это фундамент, то закладывает его учитель, которого готовят в системе педобразования. Все взаимосвязано. Но есть одно уязвимое место, и это отмечал министр образования, выступая на совещании в РГПУ. За последние 15 лет социальный статус учителя понизился.

Вся беда заключается в том, что, отработав год-два, максимум три, учителя уходят из сельских и даже из городских школ. Главная причина – низкая заработная плата.

Да, учителя не станут в одночасье работать лучше, если им всем в значительной степени повысить зарплату. Но, с другой стороны, очевидно и то, что после повышения зарплаты в педвуз потянутся поступать более сильные выпускники общеобразовательных школ. Национальные проекты – это очень хорошо, конкурентная среда должна развиваться. Но проекты должны сочетаться с необходимой материальной поддержкой всего учительства.

– В Воронежской области это есть?

– Мы в этом году уже в четвертый раз принимали группу абитуриентов, которые будут обучаться в нашем университете за счет средств областной администрации. По окончании вуза они обязаны вернуться в свои районы, в свои села. Если они не возвращаются, то выплачивают в бюджет те средства, которые затрачены на их обучение. Это и поддержка, и один из способов закрепления учителей на селе. Важен еще один момент: если студент плохо учится и будет отчислен в процессе учебы, он также обязан вернуть деньги за те годы, которые отучился.

Кроме того, мы уже многие годы обучаем студентов по целевому направлению – до 40 процентов от контрольных цифр приема. По окончании учебы 85-90 процентов студентов-целевиков возвращаются в свои районы. В итоге доля трудоустроившихся по специальности выпускников нашего вуза в целом составляет 65-70 процентов.

– Если говорить о подготовке студентов, что нового за последние годы появилось в вузе? На что вы обращаете особое внимание?

– Сегодня в образовании главная задача – повышение качества подготовки. Все вузы, в том числе и педагогические, работают в этом направлении. Почему произошло снижение качества подготовки специалистов не только в педвузах, но и в целом по стране? Потому что в 90-е годы вузам, чтобы выжить, было разрешено принимать абитуриентов на коммерческой основе. Это резко отразилось на качестве. И на сегодняшний момент наш вуз, как и многие другие, вряд ли сможет выжить, если не будет платного обучения. У нас доля платных мест от количества бюджетных – 35-40 процентов, это немного, есть вузы, где процент достигает 50 и выше. На некоторых специальностях коммерческие студенты учатся не очень хорошо, незаинтересованно, можно сказать, они просто получают диплом. Хотя на английском, информатике, психологии хорошо учатся все – и бюджетные студенты, и коммерческие.

В последние годы наблюдается такое явление: если абитуриент, поступая на престижную специальность на бюджет, недобирает одного-двух баллов, он поступает на платное отделение. Отучившись там год, забирает весной-летом аттестат и снова поступает на бюджетное место. Как правило, такие ребята успешно проходят повторные конкурсные испытания и потом учатся на бюджете. Это и понятно: ведь год перед этим, обучаясь на платном отделении, они упорно готовятся и сдают сессии на «отлично».

– Можно сказать, сами себя «подтягивают». А вы разрешаете таким студентам снова поступать на бюджет?

– Да. Это их право. Человек согласно 43-й статье Конституции имеет право один раз получить на конкурсной основе бесплатное высшее образование.

– Если ребята так упорно стремятся поступить к вам, значит, качество образования их устраивает.

– Хотелось бы надеяться. Во всяком случае мы многое делаем для его повышения. В большинстве вузов комплексной оценке деятельности предшествует тестирование студентов. И если по какой-либо специальности они показывают уровень знаний ниже удовлетворительного, то эта специальность может быть не аттестована и на нее может быть прекращен набор. Наш вуз активно сотрудничает с федеральным центром, разрабатывающим тесты, уже создан банк тестовых заданий для высшего профобразования, среднего и начального, а также для общего образования. Со стороны нашего педуниверситета эту работу возглавляет профессор Юрий Александрович Воронин, его наработки используются сейчас нашим Главным управлением образования при аттестации школ и будут использоваться при аттестации начального и среднего профобразования. У нас есть группа тестологов, которые прошли подготовку в федеральном центре тестирования. Они выезжают в другие вузы, проводят независимую оценку знаний студентов. А уже после этого приступает к работе комиссия по комплексной оценке деятельности вуза, которая рассматривает несколько десятков показателей на соответствие вуза тому или иному статусу – институт, академия, университет.

У нас разработан ряд составляющих систем повышения качества. Прежде всего это мониторинг качества знаний студентов. В вузе работает центр мониторинга, возглавляемый Ворониным. Мы своих студентов тестируем дважды в семестр, проверяем остаточные знания и полностью анализируем эту информацию. Далее представляем ее на ученом совете. Появляется возможность проследить, по каким дисциплинам у студентов невысокие знания, и даже не только в целом по дисциплине, но и по ее разделам, по отдельным темам. И естественно, по педагогам, которые ведут те или иные курсы. По результатам анализа кафедра предпринимает действия, направленные на устранение недостатков.

Сегодня мы, готовясь к тому, что в 2010 году в соответствии с Болонским соглашением наша страна должна интегрироваться в европейское образовательное пространство, переходим на многоуровневую подготовку студентов.

Включение в Болонский процесс кардинально меняет организацию учебного процесса. Когда мы учились, у всех было примерно одно расписание, все группами ходили на занятия. А теперь каждому студенту будет предоставлена возможность индивидуального выбора своего образовательного маршрута. Мы переходим на эту систему, активно сотрудничаем с наиболее продвинутым в этой работе педвузом – Российским педагогическим университетом имени Герцена в Санкт-Петербурге. Новая организация учебного процесса предоставляет реальные возможности повышения качества знаний студентов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте