Через три года вслед за новым стандартом начальной школы придет время вводить в штатный режим и новый стандарт для основной. И если в «началке» системно-деятельностный подход сейчас реализует один учитель, то для 5-9-х классов новую методологию стандарта придется транслировать слаженным оркестром – всем педагогам-предметникам одновременно. Иначе введение нового стандарта обернется профанацией.
Чтобы не случилось это «иначе», массовая и качественная подготовка учителей должна начаться в самое ближайшее время. Для этого нужны площадки, программы, тьюторы, учебники… Список этапов, инструментов и действующих лиц впечатляет, как и сама грандиозность следующего шага введения ФГОС основной школы в масштабах нашей большой страны.Понятно, чтобы запустить эти процессы на федеральном и региональном уровнях, также необходима слаженная командная работа. Обсуждение ее важнейших направлений состоялось 4-5 апреля в Иркутске на заседании Координационного совета при Департаменте общего образования Минобрнауки РФ по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Вела заседание директор департамента Елена Низиенко.Что изменится в школах?Еще до окончания этого учебного года в школах должны будут появиться модераторы введения стандарта средней ступени. Что конкретно войдет в их должностные инструкции? Об этом подумают на федеральном уровне, разработают функционал и направят в регионы.Стандарты в 5-х классах будут вводиться в пилотном режиме по мере готовности школ и по решению регионов. Учителей станут готовить командами-параллелями, в процессе повышения квалификации будут применяться системно-деятельностный подход и метапредметность. «Мы не можем в условиях введения метапредметности позволить проводить узкопредметное повышение квалификации», – подчеркнула Елена Низиенко.Готовить будут и педагогов, и управленцев. «Даже если все учителя повысят квалификацию и смогут грамотно работать по новым стандартам, но не будет грамотного управления – все насмарку, – сказала Елена Леонидовна. – Поэтому учить управленцев работе в ситуации введения нового стандарта чрезвычайно важно».В стране появятся центры педобразованияПлощадки для обучения кадров в масштабах страны определятся по конкурсу. И здесь первое звено в цепи – утвержденный министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко план мероприятий по модернизации педагогического образования. Согласно нему будут созданы три крупных федеральных базовых центра педобразования и 25 центров региональных. Где именно они появятся? Это и решит конкурс.«Это не означает, – подчеркнула Елена Низиенко, – что Минобрнауки начнет закрывать педвузы. Это означает, что на базе действующих университетов, ИПК или ИРО начнут работу стажировочные площадки, где и будет осуществляться подготовка, переподготовка и повышение квалификации педкадров. В конкурсе смогут принять участие все желающие. Это ключевая позиция плана модернизации».Тьюторов для стажировочных площадок подготовят на базе АПКиППРО. По окончании учебы тьюторы должны будут пройти аттестацию – зачетные работы будет принимать специальная комиссия.Психология и мотивация хромаютГотовы ли к таким испытаниям и переменам учителя? Скорее нет, чем да. О проблеме низкой психологической готовности учителей к изменениям в организации учебного процесса, упрощенного понимания сущности системно-деятельностного подхода на заседании Координационного совета говорила Софья Мозглякова, зам. начальника Управления развития организационных механизмов системы образования Департамента образования Москвы. Именно поэтому в Москве разработали программу повышения квалификации, направленную на развитие психолого-педагогических компетенций учителей и сопровождения учебного процесса в условиях введения новых стандартов. Дистанционный вариант программы столица готова предложить регионам.Но не только методической помощи ждут педагоги, которые уже работают по новому стандарту или готовятся его осваивать. «Их необходимо мотивировать. И морально, и материально», – подчеркнул Александр Бочеев, зам. министра образования и науки Республики Бурятия. Его поддержала Елена Низиенко: «Тех, кто уже работает в школах по новым стандартам, обязательно надо поощрять. Для этого и есть стимулирующая часть фонда оплаты труда, которая должна составлять не менее 30 процентов. Будет он меньше, поощрение превратится в профанацию».Педвузы тоже переучатКардинальному изменению подлежит и подготовка будущих учителей. «Выпускники педвузов приходят в школы порой вообще не понимающими сам процесс введения новых стандартов», – констатировала зам. председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Елена Спасская. По ее мнению, назревает и другая опасность. «Есть общая методология введения стандарта. Принцип «единство в многообразии», который дает возможность использовать разные подходы при единстве концептуальных оснований, правильный. Но если будет многообразие в многообразии, сама идеология стандарта может оказаться под вопросом. Системы подготовки учителей и повышения квалификации пойдут по рассогласованным позициям в части методологии».Чтобы этого не происходило, прокомментировала ситуацию Елена Низиенко, нужно подумать о координации усилий всех систем, задействованных в процессе. В ближайшее время будут корректироваться ФГОС по педобразованию, меняться образовательные программы на старших курсах педвузов и увеличиваться количество практики.Методслужбы ждут ревизииНа необходимость качественной работы муниципальных методслужб в условиях введения ФГОС обратила внимание Ольга Озерова, первый зам. министра образования Оренбургской области. Неподготовленный методист делу не только не поможет, но и навредит. По мнению Елены Низиенко, неэффективно работающие муниципальные методслужбы неизбежно будут замещать новые стажировочные площадки. Муниципалитеты в ближайшее время должны провести ревизию методслужб. «Если плохо работающие методслужбы будут включаться в процесс введения новых стандартов, мы получим обратный эффект», – подчеркнула она.Есть готовность?Как все-таки будут определять готовность педагогических и управленческих кадров к введению стандарта? Понятно ведь, что отчетность в цифрах и графиках по количеству учителей и управленцев, прошедших повышение квалификации, таким индикатором может быть только отчасти. «Необходимо искать инструменты качественной оценки этой готовности», – подчеркнула на заседании Координационного совета Надежда Дерзкова, проректор по учебно-методической работе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Она же суммировала основные направления модернизации системы подготовки кадров. В сухом остатке получается: системные изменения содержания профессионального педагогического образования; внедрение новых моделей повышения квалификации и переподготовки кадров; использование механизма аттестации педагогических и управленческих кадров для качественной оценки как результатов процесса профессионализации кадров, так и степени готовности специалистов к работе в условиях введения ФГОС. Важно, чтобы эти направления реализовывались во взаимосвязи друг с другом.Детальное обсуждение затронутых на Координационном совете вопросов получит продолжение 19-20 апреля в Москве на Всероссийском семинаре-совещании по введению стандарта основной школы. Сам же совет в следующий раз соберется в июле. Причем в числе его членов теперь появится и представитель Иркутской области.NB! Протокол заседания Координационного совета читайте на сайте «Учительской газеты» www.ug.ruОт первого лицаЗаседание Координационного совета при Департаменте общего образования Минобрнауки РФ проходило в Иркутске в дни работы VIII областного форума «Образование Приангарья-2012». В насыщенную программу форума вошло и открытие масштабной выставки, и заседание другого Координационного совета – по образованию межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» с участием министров образования Сибирского федерального округа. Всего в насыщенной множеством интересных событий программе форума 102 мероприятия и 815 участников. До конца апреля в Иркутске пройдут заключительные этапы Всероссийской олимпиады школьников по французскому, немецкому, английскому языкам и ОБЖ.Виктор БАСЮК, министр образования Иркутской области:- Собственно форум дал официальный старт всем мероприятиям в региональной системе образования, посвященным празднованию в 2012 году 75-летия Иркутской области. Отрадно отметить, что сегодня в Иркутской области проводится целый комплекс мер по повышению социального статуса учителя и в рамках федеральной инициативы Владимира Путина, и по целому ряду направлений поддержки системы образования, инициированной нашим губернатором Дмитрием Федоровичем Мезенцевым. У нас широкая сеть грантовой поддержки творчески работающих учителей, что позволяет достойно отметить профессионалов, имеющих реальные достижения. Гранты для педагогов составляют от 25 до 250 тысяч рублей.100 лучших учителей начальных классов уже получили премии губернатора «Первый учитель» в сумме 25 тысяч рублей. Впервые, именно в юбилейный для Иркутской области год, учреждена специальная премия для двухсот работников дошкольных образовательных учреждений. В канун профессионального праздника, Дня учителя, 50 лучших учителей Иркутской области получат премию губернатора в сумме 250 тысяч рублей, а для 20 передовых творческих коллективов педагогов учреждена премия губернатора в сумме 200 тысяч рублей. Не остались без внимания и школьники Прибайкалья. 100 победителей олимпиад, конкурсов, соревнований станут лауреатами премии губернатора Иркутской области в сумме 25 тысяч рублей.Это очень важно, что форум, проведение которого стало уже доброй традицией, ярко демонстрирует достижения педагогов и учеников Иркутской области, дарит всем нам радость общения. В дни работы форума станут известны лучшие образовательные учреждения Иркутской области, а ведь призовой фонд 2012 года солиден – победители конкурса получают 1 миллион рублей, общая сумма областной финансовой поддержки конкурса составляет 10 миллионов рублей. И конечно, мы узнаем победителей и призеров областных конкурсов «Учитель года» и «Воспитатель года».Ожидается и еще несколько интересных событий. Юные программисты со всей Иркутской области соберутся на областной фестиваль «Компьютерная галактика», а молодые учителя Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области обсудят наиболее актуальные проблемы современного образования на межрегиональном слете молодых специалистов. Кроме того, 50 старшеклассников – победителей конкурса «Человек и космос» станут участниками уникальной образовательной программы на космодроме «Байконур».Важно, что в регионе идет активная работа по поддержке сельской школы. Впервые в нашей области принят закон о малокомплектной сельской школе, разработан комплексный план мероприятий, включающий все направления развития школ на селе, начиная от материально-технической базы и заканчивая образовательным процессом.Еще один серьезный шаг, сделанный правительством Иркутской области, – принятие закона о нормативном финансировании общеобразовательных учреждений, где определяется зависимость финансирования школ и зарплаты учителей от средней заработной платы по экономике региона. Наш регион имеет серьезный промышленный потенциал, а значит, рост зарплат в экономике будет приводить к увеличению вложений в образование.Если говорить о задачах, то в числе первоочередных – работа над экспериментальным режимом внедрения стандарта основной школы, модернизация профессионального образования, разработка системы комплексной поддержки дошкольных образовательных учреждений.Это фактВ 2011 году на систему повышения квалификации и переподготовки было выделено более 1 миллиарда рублей. В 2012 году это будет порядка 2,3 миллиарда рублей. В общей структуре расходов на образование это 3%. Средние расходы на повышение квалификации одного учителя в год составляют 770 рублей. В числе регионов, выделяющих более значительную сумму на эти цели, – Ленинградская область – 2,9 тыс. рублей и Санкт-Петербург – 2,8 тыс. рублей. Иркутск
Комментарии