Знание одного иностранного языка уже не является чем-то особенным и считается скорее обязательным. Современный многоязычный мир требует знания 2‑3 иностранных языков. Рано или поздно перед учащимся встает вопрос: какой иностранный язык выбрать в качестве второго?
Все чаще учащиеся выбирают немецкий язык. И это неудивительно, ведь немецкий язык является одним из самых распространенных языков в Европе. Кроме того, Россия и Германия – давние партнеры в сфере экономики, образования, науки и культуры, поэтому знание немецкого открывает большие карьерные перспективы.
В основном изучать немецкий язык как второй иностранный школьники начинают, уже владея базовыми знаниями английского, которые можно и нужно использовать при изучении немецкого языка. Немецкий и английский языки относятся к одной языковой группе, группе германских языков, и поэтому в них прослеживаются фонетические, лексические и грамматические сходства. Эти сходства могут существенно помочь в изучении немецкого языка после английского в качестве первого иностранного. Так, в УМК серии «Горизонты» (Horizonte) применяется принцип сопоставления этих двух языков: самостоятельно выявляя их сходство и различия, учащиеся легче усваивают материал.
УМК серии «Горизонты» (Horizonte) предназначены для изучения немецкого языка как второго иностранного начиная с 5‑го класса. УМК состоит из двух линий: для 5‑9‑х и 10‑11‑х классов. К концу 11‑го класса учащиеся имеют возможность овладеть языком на уровне B1. Серия «Горизонты» – это совместный интернациональный проект издательств «Просвещение» и Cornelsen (г. Берлин).
Главная цель УМК – развитие межкультурной компетенции. Благодаря богатому страноведческому материалу у школьников формируется представление о культуре, истории, менталитете немецкого народа, что в свою очередь положительно отражается на развитии личности учащихся. В качестве мотивационного фактора в учебниках выступают разделы для рефлексии, позволяющие учащимся самостоятельно оценить свои успехи по итогам пройденной главы и проверить, достигнуты ли цели обучения.
В 9‑м и 10‑11‑х классах большое внимание уделяется подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, которая реализуется за счет большого количества заданий в формате ОГЭ/ЕГЭ и специального раздела Prüfungsvorbereitung (в 10‑11‑х классах).
Широкое распространение в школе получил и французский язык. Этот интерес вполне объясним, ведь русская и французская культуры всегда были близки друг другу. Эта глубокая взаимосвязь остается с нами и сегодня. Учащиеся (а зачастую их родители) выбирают французский язык еще и потому, что это один из прекраснейших языков мира, который впитал в себя красоту и гармонию, высокую культуру, богатейшее духовное и историческое наследие Франции. Одной из причин изучения французского языка стала его распространенность в разных странах, а также тот факт, что французский язык помимо английского является официальным языком международного общения. Наряду с английским и немецким языками он является одним из трех официальных рабочих языков Евросоюза и одним из рабочих языков ООН.
Учебная литература по французскому языку сегодня очень востребована. Результатом сотрудничества издательства «Просвещение» и французского издательства CLE International стали два учебных курса. Наиболее популярный из них – линия УМК «Синяя птица» (L’oiseau bleu). Она адресована учащимся, начинающим изучать французский с 5‑го класса в качестве второго иностранного языка. Целью курса является формирование коммуникативной компетенции, проявляющейся в способности и готовности учащихся к межкультурному взаимодействию в разных ситуациях общения, а также развитие личности учащегося посредством изучения иностранного языка. Методическая концепция курса предполагает тесную связь прагматического и культурологического аспектов содержания с решением образовательных и воспитательных задач. Учебники, доработанные в целях более полного соответствия требованиям ФГОС, предлагают работу с самыми разнообразными и современными учебными материалами: фотографии, таблицы, графики, тексты в форме интернет-форумов, полилоги по принципу круглого стола, использование интернет-ресурсов, проектная деятельность и т. д. В учебники «Синей птицы» для 10‑х и 11‑х классов включены задания в формате ЕГЭ.
Другой, не менее популярный, курс – УМК линии «Встречи» (Rencontres), которые предназначены для обучения французскому как второму иностранному языку начиная с 7‑го класса. УМК адресованы учащимся 13‑15 лет, изучающим французский 2 часа в неделю. В данном случае целью обучения французскому языку как второму иностранному является дальнейшее развитие у учащихся способности к межкультурному общению, что предполагает формирование положительного переноса знаний, умений и навыков, полученных при изучении первого иностранного языка. Особое звучание приобретает способность понимать различия и общность своей культуры и культуры франкоязычных стран. Данные УМК отличаются современной методической концепцией, оригинальной подачей материала, четкой структурой уроков. Как всегда, большое внимание авторы уделяют социокультурному компоненту в формировании личности учащегося. Знакомство с географией, историей, архитектурой, живописью, поэзией, музыкой Франции, с ее обычаями и традициями является неотъемлемой частью учебников линии «Встречи».
Расширяется количество школ, где в качестве второго языка изучается испанский язык. Изучение испанского языка и испанской культуры в России имеет глубокие корни. Особой магией Испания и Латинская Америка привлекали многих великих россиян, среди которых Н.М.Карамзин, А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, А.А.Блок, Н.А.Римский-Корсаков, М.И.Глинка и многие другие. Толчком к преподаванию испанского языка в российских школах послужила революция на Кубе. В XX в. укрепление связей между Россией и Латинской Америкой способствовало распространению испанского языка, увеличивая возможности практического применения этих знаний.
Прекрасно зарекомендовал себя УМК для детей и подростков «Завтра» (Mañana), созданный совместно с испанским издательством Anaya. Как и другие европейские пособия, его отличают прагматичность подачи материала и направленность на развитие коммуникации в ситуациях повседневного общения. Основой структурирования лексического материала является личность ученика. От знакомства с ним, расширяясь в каждой теме, развивается изучение необходимых языковых средств и техник общения на элементарном уровне в рамках ситуаций повседневной жизни. Прагматичный подход, вызванный малым количеством часов для изучения второго иностранного языка, обусловил четкую структуру учебника, презентацию языковых моделей и включение удобного справочника по грамматике.
Отдельно хочется выделить китайский язык. Число изучающих его постоянно растет. Популярность китайского языка среди россиян обусловлена тем, что Китай является крупнейшим соседом России и имеет богатую историю культурных и торговых связей с нашей страной. Знание китайского языка и культуры Китая является преимуществом выпускников на современном отечественном и международном рынке труда. К тому же оно служит углублению экономического, культурного сотрудничества между Россией и Китаем и укреплению дружбы между народами наших стран.
Для тех, кто мечтает освоить этот удивительный восточный язык и интересуется историей и культурой Востока, издательство «Просвещение» совместно с издательством «Народное образование» (Китайская Народная Республика) подготовило предметную линию «Время учить китайский!» по китайскому языку как второму иностранному. Коммуникативно-когнитивный подход к изучению китайского языка в сочетании с преемственностью и завершенностью в обучении этому предмету позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов.
Наряду с вышеперечисленными языками английский язык в российских школах в качестве второго иностранного пользуется не меньшей популярностью.
Для эффективного изучения английского как второго иностранного языка издательством «Просвещение» совместно с британским издательством Express Publishing был создан УМК «Мой выбор – английский!» (Options), предназначенный для учащихся 5‑11‑х классов. В курсе нашли отражение традиционные подходы и современные тенденции российских и зарубежных методик обучения иностранному языку. Особенностями УМК являются модульное построение учебника, наличие аутентичного материала о России, целенаправленная подготовка учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, формирование критического мышления. Материалы учебника способствуют достижению планируемых результатов обучения.
Любой из этих языков в качестве второго иностранного станет отличным выбором и будет дополнительным плюсом к достижениям учащихся, а издательство «Просвещение» всегда готово помогать, чтобы изучение второго иностранного языка стало более эффективным, вызывало интерес учащихся и мотивировало их.
Комментарии