В июле состоялось заседание консультативного совета второго этапа развития проекта “Правовое образование в школе”, который реализует Российский фонд правовых реформ и Институт права и публичной политики. Участники совещания прослушали сообщения координатора проекта “Российский фонд правовых реформ” Вероники Спасской и руководителя проекта “Правовое образование в школе” Светланы Володиной о состоянии и перспективах развития проекта. Члены консультативного совета обсудили также возможность сотрудничества с другими проектами.
Четыре года назад участники первого этапа стремительно вошли в общее движение передовых ученых, педагогов, общественности, занимающихся гражданско-правовым образованием, и заняли свое достойное место.
Несмотря на различного рода трудности, здесь довольно скоро возникла сильная команда специалистов – юристов, педагогов, психологов. Одновременно с обучением будущих преподавателей права шла разработка учебников. Пробные экземпляры тут же использовались вчерашними слушателями семинаров. Они вносили свои предложения, замечания, дополнения, которые авторы учитывали в окончательных вариантах. В итоге получились добротные учебные пособия, удостоенные высокой оценки экспертов, рецензентов.
За четыре года было создано 18 наименований учебно-методической литературы, видеофильмы, юридический словарь. Для 10-11-х классов выпущен комплект учебных книг “Право и экономика”, включая методическое пособие и хрестоматию.
Они успешно прошли Федеральный экспертный совет, и им был присвоен гриф Минобразования России. Учебная книга для 8-9-х классов стала победителем конкурса среди учебников нового поколения в номинации “Право”. В 1999-2000 годах были безвозмездно переданы в школы 42 регионов учебно-методические комплекты.
И хотя учебники делались основательно, даже с опережением требований времени, материал в них тем не менее частично устарел. Особенно в связи с изменениями в законодательстве. На втором этапе, кроме усовершенствования и дополнения уже изданных учебных пособий, намечено издание учебно-методического комплекта для 5-6-го класса. Его условное название “Начало права”. Все авторы учебных пособий уже представили свои проекты, которые обсуждаются рабочими группами.
По-прежнему одним из направлений и на втором этапе будет обучение учителей. Уже прошел семинар в Тамбове, где занимались 60 педагогов. Руководители проекта считают, что для пропаганды этих курсов необходимо учительское сообщество. Кстати, о создании союза демократических школ сообщил Александр Тубельский.
Заместитель руководителя Департамента общего среднего образования Министерства образования РФ Алексей Водянский предложил провести семинар учителей пилотных школ, на котором они смогли бы обменяться опытом. Он также высказал мысль о разработке такого курса обществознания, где основным ядром стало бы право.
Заместитель начальника Правового управления аппарата Государственной Думы Игорь Гранкин посоветовал возобновить контакты школ с местными правоохранительными органами, что будет способствовать воспитанию правосознания учащихся. Координатор проекта “Национальный фонд подготовки кадров” Семен Юсфин считает, что правовому воспитанию подростков будет помогать их внеурочная деятельность.
Вниманию консультативного совета была предложена концепция структуры и содержания правового образования в школе. В разделе “Психолого-педагогические основы преподавания права в школе” говорится: “Современная социокультурная ситуация требует от выпускника школы не только развитого формального интеллекта (формируемого средствами, например, математики), но и способностей – критического мышления, умения действовать в реальных социальных условиях, строить собственную жизненную траекторию. Гуманитарное, в частности правовое, образование способствует самоопределению личности, формированию собственной позиции, умению жить и действовать в изменяющемся мире.
Работа в разных сферах права провоцирует создание сложного многомерного представления о себе. Необходимость действовать с учетом позиции других людей, с учетом правовых норм становится условием для развития “Я” ребенка как сложно организованного относительно “Я” других людей. Критический тип мышления обеспечивает анализ ситуаций открытого типа: в них нет эталонного решения, они связаны с ценностным выбором, с признанием множественности правильных решений”.
Это научное обоснование необходимости изучения права в школе, на мой взгляд, будет способствовать привлечению новых сторонников этой дисциплины, особенно среди представителей администрации разного уровня, которые нередко препятствуют всякого рода нововведению, в том числе и правовому образованию.
Маргарита КУРГАНОВА
Комментарии