Еще Уинстон Черчилль заметил, что школьные педагоги имеют больше власти, чем премьер-министры. Значит, от того, какой воспитательной системой будет владеть школа, зависит и будущее страны. Инновациями в образовании сегодня никого не удивишь: повсюду появляются гимназии, частные школы, кадетские корпуса, лицеи. Одни образовательные учреждения «идут вперед, но с головой, повернутой назад». Другие задумываются не столько над сменой вывески, сколько над внедрением иной педагогической философии, где в центр всей системы ставится личность ребенка. Именно таким и является Алтайский краевой педагогический лицей – уникальное учебное заведение.
Лицей органично вписался в учебно-методический комплекс Барнаульского государственного педагогического университета, став экспериментальной площадкой, научно-методической базой для разработки инновационных педагогических идей. Занимаясь довузовской подготовкой сельских и городских детей, он ориентирует старшеклассников на конкретную профессию – учителя.
…1991 год. Два преподавателя Барнаульского пединститута, кандидаты наук математик Владимир Станиславович Былков и историк Михаил Александрович Демин, обойдя множество инстанций, добились открытия лицея. «Первоначально его создание определялось не столько потребностью реализации экспериментального проекта или инновационной идеи, – рассказывает директор лицея, доцент БГПУ Владимир Былков, – сколько необходимостью решить злободневную для Барнаульского пединститута, да и всего высшего образования края практическую задачу. Дело в том, что качество подготовки выпускников сельских школ нередко не отвечало тому уровню, который был необходим для поступления в институты и в дальнейшем для усвоения вузовских программ. Абитуриенты из села оказывались в неравных условиях с городскими школьниками, в распоряжении которых были специализированные школы и профильные классы, подготовительные курсы и услуги репетиторов.
Эта проблема была давно известна педагогическим и управленческим структурам. Да, она решалась: с одной стороны – внеконкурсный набор в вузы сельских ребят, с другой – подготовительные курсы для них. Но практика показала, что заочные подготовительные курсы имели крайне низкую эффективность, а в результате внеконкурсного прохождения в вуз нередко попадали слабые абитуриенты, и в итоге школы получали посредственных учителей. А ведь наш край сельский, и мы должны в первую очередь заботиться о высокопрофессиональных кадрах для села. Решили, что педагогический лицей может разорвать этот замкнутый круг и подготовить конкурентоспособных абитуриентов. Это была инициатива группы преподавателей.
Не буду скрывать – пришлось преодолевать административные барьеры, стереотипы и, конечно, финансовые трудности. Достаточно сказать, что даже среди коллег не все одобрительно восприняли идею создания лицея. Велись разговоры о том, что он ущемит и без того слабую материальную базу вуза, сократит места в студенческом общежитии. Некоторые сомневались в возможности создания условий для привлечения в город сельских детей и обеспечения достойного уровня их подготовки». Через год-два многие противники лицея приведут сюда своих детей…
В распоряжение лицея были отданы второй этаж общежития института, столовая и несколько учебных комнат на первом этаже. Со временем к ним прибавился еще ряд помещений.
Были оборудованы несколько учебных аудиторий, зал для занятий музыкой и ритмикой, комната психологической разгрузки, библиотека, воспитательская. Кроме того, в корпусах БГПУ лицей использует компьютерные классы с доступом в интернет, другие специализированные кабинеты, актовые и спортивные залы, библиотеки.
«Постепенно задача «подтягивания» сельских школьников переросла в другую, – вспоминает Владимир Станиславович. – Мы поставили перед собой цель достигнуть такого уровня образования, который по самым высоким стандартам отвечал бы требованиям времени».
Сельские школьники проходят обучение в условиях полного пансиона. «Дети поступают к нам на два года, – говорит Владимир Станиславович. – Для сельских ребят это интернатное проживание, отрыв от семьи, выход из привычной среды. И не всегда этот процесс проходит для ребенка гладко. Поэтому главная наша задача – сделать так, чтобы в лицее подростку жилось не хуже, чем дома в семье. Воспитатели и педагоги должны относиться к лицеистам как к собственным детям. Взаимоуважительное отношение между педагогами и учащимися должно моделироваться нами, взрослыми».
Конечно, первое время дети скучают по дому и родителям, хотя из лицейской столовой по-домашнему вкусно пахнет булочками, а в день рождения про именинника обязательно вспомнят и поздравят. Но постепенно чувство одиночества уходит. Как признаются сами ребята, в лицее они живут, как в дружной, большой семье.
«Наши учащиеся находятся на полном пансионе: обеспечиваются необходимыми спальными принадлежностями, полноценным четырехразовым питанием, есть душевые, современная бытовая техника, – перечисляет Владимир Станиславович, – но вместе с тем условия проживания и учебы лицеистов нуждаются в улучшении. Справедливо мы получаем нарекания от детей и родителей. Проблема упирается в отсутствие собственного здания. Сейчас при поддержке Управления по образованию и делам молодежи Алтайского края мы активно решаем проблему нехватки помещений. (Пока готовился материал, новое здание лицей получил. – Ред.) В скором времени у нас появятся дополнительные площади, мы сможем расселить детей свободнее.
А временные неудобства компенсируются другим – насыщенной, интересной жизнью. В учебной программе лицея не только общеобразовательные и профильные предметы. Мы не говорим нашим ребятам: ты должен быть таким-то и таким-то учителем. Мы постепенно на практике приобщаем их к работе с детьми. Это и волонтерская работа в лагере для детей-инвалидов, и помощь воспитанникам городского и краевого приютов, социальных интернатов.
Всеми силами стараемся расширить культурный кругозор наших ребят. Художественно-эстетическая подготовка включает ряд специальных предметов: хореографию, театр, ритмику, музыку, пение, основы изобразительной деятельности, лепку, аппликацию. В театры ходим, на выставки, на экскурсии в другие города выезжаем. Совместно с филологическим факультетом педуниверситета выпускаем поэтический альманах «Стихия», а с историческим факультетом проводим археологические экспедиции. Есть у нас культурно-спортивный комплекс «Домик лицеиста», расположен он в сосновом бору. Здесь мы вместе отдыхаем, проводим соревнования…»
Сегодня в лицее 233 ученика, в том числе из села – 189 человек, это 81%. На вопрос, все ли выпускники лицея идут в педагогический университет, Владимир Станиславович ответил: «Нет, конечно. Мы и не пытаемся всех туда отправить. Проучившись у нас, ребята вполне в силах определиться: мое это или не мое. Вот в процессе определения мы им помогаем. Да, хочется, чтобы намного больше наших выпускников поступало в педагогические вузы, а в дальнейшем шло работать в школы. Но мы не давим на них. Среди наших выпускников есть юристы, врачи, экономисты, некоторые поступают в академию искусств и культуры. После завершения лицея все без исключения поступают в вузы, из них около 70% – в педуниверситет».
Все ли затем доходят до школы, особенно сельской? В лицее стараются отслеживать дальнейший путь ребят. Статистика радует: более 60% его воспитанников, получивших высшее образование, вернулись в села. Отличная лицейская подготовка позволяет не только хорошо учиться в вузе, но и в аспирантуру без труда поступать. Многие вернулись в лицей в качестве преподавателей. Сегодня половина педагогического коллектива – бывшие лицеисты.
Комментарии