search
main
0

«Второго такого университета в мире нет». Виктор САДОВНИЧИЙ

25 января грянет юбилей Московского государственного университета имени Михаила Васильевича Ломоносова. МГУ в России всегда был той высшей планкой, на которую равнялись остальные вузы. А ректор главного университета страны – общественной фигурой, чья позиция чрезвычайно значима для образовательного сообщества и государства. В канун 250-летия МГУ мы беседуем с академиком Российской академии наук, президентом Российского союза ректоров Виктором Антоновичем САДОВНИЧИМ.

– Виктор Антонович, юбилей вашего универcитета приходится на время очередных реформ в образовании. Как вы относитесь ко всем этим преобразованиям?

– Нынешняя реформа не первая и, думаю, не последняя. Если оценивать все реформы образования в России (а я насчитал их около 30), то самой эффективной была реформа 1804 года, которая связана с написанием и принятием устава Московского государственного университета. Он в то время был признан уставом для всех университетов и всей системы образования страны – таков был закон в царской России, поскольку все училища и школы находились при университетах, которые руководили округами. Реформа состояла в том, что высшей школе были даны ресурсы, а университетам – автономия. Они впервые получили право выборности, право на определение своей жизни, на поддержку государства. Могу сказать, что реформы удаются только тогда, когда они направлены на поддержку людей – педагогов, учителей, студентов.

– Вас не удивляет, что все последние реформы «спускаются» сверху, против многого приходится воевать, тратить силы, энергию?

– Я всегда считал, что само образовательное сообщество понимает, какие движения и в каком направлении нужно делать. Поэтому задача руководства страны состоит в том, чтобы, во-первых, направлять это движение, не мешать прогрессу, а во-вторых, обеспечивать образование ресурсами. До тех пор, пока профессор будет получать пять, а учитель – три тысячи рублей в месяц, не будет успешных реформ. Реформа 1804 года удалась потому, что были ресурсы для образования. Нам и сегодня нужно найти ресурсы для благоприятных перемен в науке и в образовании.

Но главное – не растерять то огромное богатство, которое накоплено за 250 лет официального существования системы образования в России. Это богатство не на словах, оно вполне реально, что подтверждают многочисленные примеры.

– Какие?

– Индия добилась колоссальных успехов в продаже высоких технологий и софта – это десятки миллиардов долларов. Но эта страна просит РАН и МГУ открыть центр для обучения своих граждан информатике. Второй пример – в советское время в МГУ было 500 студентов из Китая, сегодня – 2000. Граждане Китая прекрасно изучили Болонский процесс, американскую систему образования, но едут в Россию, в Московский университет, за качественным образованием. Поэтому мы должны развивать наши достижения, а не заимствовать без оглядки чужой опыт.

– Вы говорили об этом на заседании правительства, когда обсуждались основные направления развития образования?

– Я говорил о многом, в том числе и о двухуровневой подготовке специалистов в вузах. Нам предлагают готовить бакалавров и магистров по системе, принятой на Западе. Если мы слепо, не думая, будем следовать западным образцам, то понизим свой уровень высшего образования. Почему мы должны отказаться от подготовки специалистов, которая себя оправдала? Почему мы должны подвергнуть сомнению существование степени доктора наук в России?

Я предлагаю вместо двухуровневой системы говорить о многоуровневой. Нужно обогащать нашу систему высшего образования другим опытом и другой практикой, а не заменять ее полностью. Качественный уровень нашего образования – национальное богатство России, нельзя принимать решения, которые могли бы ему повредить.

– Не кажется ли вам, что мы уже многое сделали, чтобы навредить этому качеству?

– Безусловно. Ведь у нас есть вузы, которые обещают всего за 40 у.е. в месяц обучить специалиста и дать ему государственный диплом. Это обман, причем обман от имени государства. Поэтому одна из задач, которые стоят перед нами, – построение системы независимой и абсолютно беспощадной экспертизы.

– Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко говорит, что нужно постепенно создавать критерии национальных университетов, выделять тех, кто задает высокую планку отечественной высшей школы. Как вы относитесь к этой идее?

– Национальные университеты есть в Китае, во Франции, в США. Так или иначе мы тоже придем к этой системе. Но я бы хотел, чтобы это было сделано открыто, честно, через систему объективных критериев, без отбирания средств у одного университета в пользу другого.

Если мы хотим, чтобы наша система образования и дальше оставалась на высоком уровне, мы должны сохранить науку в университетах. Занятия наукой профессоров, преподавателей и студентов – это и есть университет. Все остальное – от лукавого.

– Но сегодня много разговоров о том, что система образования, в том числе высшая школа, должны удовлетворять потребности работодателей. Что вы об этом думаете?

– На заседании правительства, обсуждавшем приоритетные направления развития образования, выступил работодатель, сетовавший на то, что все заказы на подготовку специалистов университеты отвергают. Скажу так: правильно, что отвергают, потому что не должен бизнес, тем более мелкий и средний, диктовать, как готовить кадры. Связь бизнеса и высшей школы должна состоять в определении и учете тех навыков, которым нужно обучить специалиста. Но если юриста в университете не подготовили на базе фундаментального образования, никакие навыки его не спасут.

– МГУ носит имя талантливого мальчика из глубинки, который самоходом добрался до Москвы и стал великим ученым. Каков сегодня шанс самородка на такую карьеру?

– Мы стараемся, чтобы он был высоким. Не случайно МГУ всегда искал талантливых ребят с помощью олимпиад, конкурсов, выездных приемных комиссий, заочных школ. У талантливого человека много граней, которые мы стараемся «уловить», когда он поступает в высшее учебное заведение. Мы хотели бы даже проводить собственные, университетские олимпиады и на основе их результатов вести прием в МГУ.

– Не получится ли так: вы найдете талантливых ребят, а они, поучившись в МГУ, уедут, согласно Болонскому соглашению, в Европу, в один из тамошних университетов?

– Что касается Болонского соглашения, то моя позиция известна: интегрироваться в международное образовательное сообщество нужно. Этого требует рынок, этого требуют экономика и молодые люди, которые хотят и должны общаться друг с другом. Ни одна система образования не стремится быть замкнутой. Я тоже горячий сторонник сотрудничества, у МГУ много договоров, общих программ и проектов с зарубежными университетами, наши студенты учатся по обмену во многих иностранных вузах. Но, к сожалению, в случае с Болонской декларацией мы пошли немного не тем путем. Мы почему-то решили, что нужно сразу ее подписать со всеми последствиями, отсюда возникла идея о бакалаврах, магистрах и так далее. А мы должны были поставить другой вопрос – о компетентности специалистов.

– Что это означает?

– Возьмем диплом выпускника мехмата МГУ и положим рядом учебный план, перечень предметов, количество часов, научные работы, которые он выполнил в студенческие годы. Я задаю вопрос: какой зарубежный университет положит на стол такие же учебные планы и предъявит такой же уровень компетентности, какая есть у нынешнего студента МГУ? Думаю, второго такого университета в мире нет. Так что нашему студенту не нужно ехать в Европу, чтобы получить лучшее образование. Некуда! В США, к слову, все преподаватели-математики в университетах – выпускники МГУ.

Для интеграции нужно делать сравнимые дипломы и документы. Это абсолютно технический вопрос, необходимо только переложить знания на сопоставимые критерии.

– Вы ставите какие-то ориентиры, скажем, на ближайшие пять лет?

– Готовясь к юбилею, коллектив университета поставил задачу выйти на уровень Гарварда. В том числе и по оснащенности. Недавно мы закупили две партии новейшего оборудования для лабораторий и кафедр.

– А как будет проведен сам юбилей?

– На торжество, которое состоится 25 января, мы ждем руководство нашей страны, высоких гостей из других государств, всех ректоров России, 500 руководителей вузов из-за рубежа, нобелевских лауреатов. В середине дня мы откроем новое здание Фундаментальной библиотеки МГУ, рассчитанной на пять миллионов единиц хранения. Это событие очень значимо для нас, потому что библиотека будет публичной, ее фондами смогут пользоваться все желающие. Перед библиотекой уже установлен памятник одному из основателей МГУ И.И. Шувалову работы президента Российской академии художеств Зураба Церетели. Шувалов запечатлен перед встречей с императрицей Елизаветой Петровной, которая должна подписать указ об учреждении университета. В юбилейный день будет открыт музей МГУ в Главном корпусе, заложен камень в основание медицинского центра университета, который мы намерены сделать лучшим в стране. Вечером в Кремлевском дворце состоится торжественное заседание, посвященное юбилею МГУ.

– Вы все о земном, но юбилейные торжества предусматривают выход МГУ в открытый космос, не так ли?

– Действительно, с космодрома Плесецк будет запущен искусственный спутник Земли «Татьяна», в конструировании которого приняли участие студенты университета. На спутнике будет установлено научное оборудование, разработанное нашими студентами под руководством профессоров и сотрудников МГУ. Мы будем использовать его для научных целей, для учебного процесса, для развития дистанционных форм образования. Кстати, назван спутник в честь святой великомученицы, которая покровительствует МГУ. Не случайно мы всегда отмечаем день рождения университета в Татьянин день.

– Вы провели съезд выпускников, какова его главная цель?

– Университету предстоят трудные времена. Я думаю, что созданная Ассоциация выпускников МГУ станет нам хорошей опорой.

Профсоюз работников народного образования и науки и редакция газеты «Мой профсоюз» присоединяются к многочисленным поздравлениям, которые в эти дни получает Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова по случаю 250-летия.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте