Согласно постановлению Правительства РФ от 30 октября 2021 года граждане могут бесплатно получить второе или последующее высшее образование в области искусств. Также в начале 2023 года Правительство РФ расширило перечень вузов, где можно обучаться за счет бюджетных средств. Руководители многих творческих учебных заведений высоко оценили данную инициативу. Например, ректор Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ) Наталья Владимировна Пахомова назвала ее революционным моментом в системе образования и в сфере культуры.
По словам Натальи Пахомовой, вопрос о второй бесплатной «вышке» поднимался давно. И вот благодаря активности коллег, а также личной заслуге ректора Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А.Герасимова, президента Ассоциации учебных заведений искусства и культуры Владимира Сергеевича Малышева наконец-то было принято судьбоносное решение для дальнейшего развития театра, кино и музыкального искусства.
РГИСИ в 2023 году начинает набор абитуриентов, уже имеющих высшее образование. Прием будет вестись по направлениям «Режиссура театра» и «Режиссура кино и телевидения».
«Наш вуз имеет большой опыт подготовки режиссеров, ведь еще в далеком 1918 году Всеволод Эмильевич Мейерхольд набрал первый курс по этой специальности. У нас преподавали и преподают выдающиеся деятели искусства и культуры, настоящие мэтры сцены. Нам есть что предложить абитуриентам. Но важно понимать, что мы заинтересованы в двустороннем движении: мы как вуз хотим, чтобы к нам приходили люди взрослые, и поэтому, с другой стороны, у этих людей должна быть серьезная потребность получить такое образование», – подчеркнула Наталья Пахомова.
Ректор РГИСИ отметила, что режиссура – это сложная профессия, от вчерашних школьников невозможно требовать осмысления жизни, глубокой подготовки в сфере культуры, постановки спектаклей, которые будут востребованы зрителем. Нужно понимать, что режиссерский театр – это не только театр, где есть главный режиссер, это еще и воспитание, наставничество. Идеи о том, что актер, попадая в театр, должен постоянно расти профессионально и личностно, были сформулированы Константином Сергеевичем Станиславским. Поэтому зачастую режиссер в прямом смысле – это учитель.
По мнению временно исполняющего обязанности ректора Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Александра Вигеновича Бабаяна, важность принятой инициативы очевидна. До ее реализации человек, желающий получить второе высшее образование в сфере искусства, вынужден был поступать на платное отделение, а затем после первого курса, пройдя конкурс, обучаться в рамках гранта. Однако если такой студент получал неудовлетворительную оценку и не мог успешно сдать дипломную работу, то он был обязан вернуть затраченные на него средства. Чтобы не ставить студента в тяжелое положение, экспертная комиссия вынуждена была завышать оценку. Теперь человек, желающий получить второе высшее образование, обучается как обычный студент и может учиться даже не на отметку «отлично».
Грантовое обучение, как дополнил проректор по научной и воспитательной работе Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова Денис Быстров, также имело ограничение по возрасту до 35 лет. В принятой правительством программе таких барьеров нет.
Примечательно, что требования к поступающим на второе высшее образование аналогичны требованиям, предъявляемым к выпускникам школ, однако есть одно приятное «но» – никто от них не потребует результатов ЕГЭ. Умудренным опытом абитуриентам предстоит пройти только вступительные испытания.
Кроме того, руководители творческих вузов считают, что возможны любые вариации образования. В театральный институт может прийти человек и с высшим техническим образованием. Другое дело, что есть специальности, которые требуют определенной последовательности. Например, дирижер оркестра. Невозможно руководить музыкантами, не являясь таким же профессиональным музыкантом. Но опять же, как уверены представители творческих вузов, каждая история индивидуальна. Понимание того, что ты хочешь в жизни и как создать качественный творческий продукт, к кому-то приходит в 25 лет, а к кому-то – в 45.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии