search
main
0

Второе дыхание классики

Я всегда знала, что буду учить детей. И только хорошо. И только словесности. Стоя у доски, покоряла, завоевывала, заставляла поражаться. Не школа, а театр военных действий. И я – Наполеон. Именно так мне виделась роль хорошего учителя – любимца, кумира, носителя непреложных истин и знаний, которыми он великодушно делится. Период педагогического романтизма кончился достаточно быстро. Тяжелая, где-то однообразная работа выкристаллизовала совсем другую педагогическую философию. Чему учить? Как учить? Во имя чего учить? И я не берусь даже сейчас утверждать, что знаю ответы на эти вопросы. Я лишь готова поразмышлять над ними.

Осип Мандельштам когда-то писал, давая характеристику акмеизму: «Это тоска искусства по культуре». Эту же тоску я ощущаю и в сегодняшней педагогике: сделать образование частью культуры.

Учитель сталкивается с необходимостью преодолевать и инертность самого человека, и порой негативное влияние семьи, и деструктивные тенденции в обществе. Силы, противодействующие учению, мощные – надо отдавать себе в этом отчет. Но есть также силы, способствующие учению. Любознательность, готовность к эксперименту, открытость новому, воображение, желание быть самостоятельным – вот те архимедовы рычаги, природой данные человеку, с помощью которых можно если не землю повернуть, то увлечь ребенка процессом познания.

Как это сделать? Все ответы на этот вопрос сходятся в одном: без особых профессиональных и личностных качеств учителя никакие технологии и методики сами по себе не приведут к успеху.

…Грустно видеть, как произведения русской и мировой классики воспринимаются многими только как часть школьной программы. А ведь познание – это не только процесс бесконечного накопления, преумножения информации, это и процесс нового восприятия, переосмысления уже известного. Набирать факты, строить познавательную горизонталь – дело не самое сложное, благо доступ к информации открыт, какие фантастические возможности дал нам тот же интернет. Но школа, мне кажется, должна учить находить пути осмысления того, что изучено, строить познавательную вертикаль. Но пройти этот путь должен сам ребенок. И тогда, став взрослым, он будет возвращаться к чтению классики.

Однажды заметила, что мои ученики боятся ответа «не знаю», они непременно хотят дать правильный ответ. Но ведь мы хотим сформировать представление об изменчивости, неоднозначности многих факторов жизни человека. Недогматическое понимание знаний – свойство образованной личности. И, может быть, гораздо ценнее научить детей не отвечать, а задавать нужные и точные вопросы.

Юлия МАРЧУК, учитель русского языка и литературы СШ №1741, учитель года Москвы-2005

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте