Жизнь сейчас сумасшедшая. А люди ей под стать. Да что там, я сама такая же – то одного хочу, то другого, не поймешь. Вот взять хотя бы профессию. Многим меня природа наделила: и пою, и бегаю хоть куда, и соображаю вроде неплохо. Да вот беда – все как-то не до конца. То хотела я быть вокалистом, то социально-историческим антропологом, а в итоге оказалась в педагогическом. Но сейчас речь не об этом. В то время, когда я еще мечтала о певческой карьере и хотела поступать в музыкальное училище, моим педагогом по вокалу была Шаповалова Лилия Ивановна. Человек словно с «шутинкой» в голосе – веселый и искренний. Мне от ее слов почему-то всегда хотелось смеяться. Жизнь казалась солнечней и ярче. Не знаю, в чем там было дело, то ли в харьковском говоре, то ли в живом, непосредственном чувстве юмора… Не было в ней напускного высокомерия и искусственного превосходства. И, если уж ругалась Лилия Ивановна, то от души и ничего, что не всегда литературно. Зато действенно – всегда понятно за что. Я до сих пор вспоминаю о ней и улыбаюсь. Учила она меня – мучила по всякому, но так я и не поступила, наверное, все-таки не мое это. А вот о своем педагоге узнала многое.
Досье «УГ»Шаповалова Лилия Ивановна – педагог академического пения Государственного музыкального педагогического института им. Ипполитова-Иванова. Заслуженный работник культуры России. Стаж работы – 35 лет. Выпуск – 60 человек. Ученики – заслуженные артисты России:Сафонова Людмила и Ерохина Лилия – солистки 1-го оркестра Министерства обороны.Смирнова Татьяна – солистка театра «Новая опера» и солистка по контракту Большого театра.
Пела я всегда, рассказывает Лилия Ивановна, наверное, еще с утробы. Во время войны в Харькове – мне было 7 лет – устраивала концерты для раненых. Становилась на стул и пела военные песни. Они рассаживались, кто где – стульев не хватало – многие прямо на полу. Один из них однажды подошел ко мне и сказал:: «Девочка, ты будешь певицей». Так оно и вышло. Но не сразу. Семья была не музыкальная. Родители – инженеры. Сначала я окончила строительный техникум и работала озеленителем города Харькова. При этом пела в самодеятельности – занималась в клубе у педагога Марьи Абрамовны. В конце концов желание петь победило. В Киеве проходил ежегодный республиканский конкурс вокалистов, став на нем лучшей, была рекомендована в Харьковскую консерваторию. На экзаменах, вспоминает Лилия Ивановна, по специальности получила «пять», а по истории СССР – «единицу». Но несмотря ни на что прошла. Было трудно, музыкальной грамоты я фактически не знала, но всему выучилась, потому что очень хотела петь.
Страна после войны была страшная – разоренная, вся под соломой. Люди – неустроенные, голодные. Мы студентами ездили с концертами в воинские части. После выступления нам накрывали стол. Больше и не надо было. Молодым ведь всегда хорошо. Лето – Украина – свобода. Пели и для колхозников. А они в благодарность несли все, что у них было, – яйца, мед, хлеб…
– Лилия Ивановна, а как сложилась ваша жизнь после окончания обучения?
– После консерватории меня пригласили работать в Театр оперы и балета г. Донецка, тогда он назывался г. Сталин. Я приехала туда с чемоданчиком. В театре была репетиция с оркестром. «Здравствуйте, – говорю, – я приехала». Очень хорошо, Лиля, что ты приехала. Давай становись, пой…
Молодых, как правило, ставят в какую-нибудь «дыру» – дают маленькие партии и в спектакли фактически не вводят. А у меня было так… Опера Джузеппе Верди «Травиата». Заболела певица (она меня потом ненавидела). Дневной спектакль. Дирижер спрашивает: «Лиля, ты «Травиату» знаешь, хочешь спеть?», а я только после консерватории. Тут, конечно, должны быть смелость и нахальство. Откажешься – больше не предложат. Плохо споешь – тем более. Спектакль прошел на ура, после окончания получила корзину цветов от дирекции театра.
Вообще случалось много разнообразных курьезов. Например, был такой случай. У меня от природы хороший слух, и я всегда знала все партии «от» и «до». На репетиции оперы «Иоланта» П.И. Чайковского парень, исполняющий партию «Короля», замешкался. Так я спела свою партию, а, заметив его нерешительность, еще и кусок его. Потом в театре ходил анекдот: «Короля» поет…
В Донецком театре я проработала 7 лет, была исполнительницей многих партий:
«Джильды» – опера «Риголетто», пажа – «Бал-маскарад», «Травиаты» – композитор Дж. Верди; «Иоланты» – опера П.И.Чайковского, Ксении – опера «Борис Годунов» М.П.Мусоргского…
В то же время подрабатывала в минской филармонии. Ездили с концертами на шахты. Вставали в 5 часов утра. Распевались уже прямо в автобусе. Однажды мне предложили: «Хотите полезть в шахту?» Я – человек смелый и авантюристка: «Очень хочу», – ответила я. Посадили меня в кабину лифта и вниз – под землю. А там душно: все узкое, тесно, темно. В одном месте пришлось ползти прямо на пузе. Кошмар какой-то. Вышла вся черная, как черт…
– Лилия Ивановна, а как вы познакомились со своим мужем?
– Во время концертов в городе Черновцы. Муж был военным – следователь по особо важным делам. Он увидел меня на сцене. А я после выступления встретила его и сразу поняла – это мое.
Когда мы еще не были женаты, получилось так, что из города уезжали на одном поезде. Он отдыхать, а я домой – в Харьков. Из вагона вышли вместе. На перроне стояли мама и мой младший брат. Увидев со мной незнакомого человека, брат громогласно поинтересовался: «Лиля, кто это?» «Мой муж», – не задумываясь, ответила я. «Это Лилькин жених, это Лилькин жених», – кричал он потом всю дорогу…
Выйдя замуж, переехала в Москву. Началась педагогическая деятельность в музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова. «На работе я стерва», – честно признается Лилия Ивановна. Вокал – самый трудный вид искусства. Вокалист поет, у него работает все: от пяток до макушки. Все, что происходит внутри, отражается в голосе. Поэтому необходимо развитие во всех направлениях – физическом, эмоциональном, интеллектуальном, духовном.
– Лилия Ивановна, а все-таки, что важнее для певца: наставления учителей или же природный талант?
– Во-первых, надо быть фанатом. Талант – это труд, труд и еще раз труд. Совместный труд учителя и ученика. Оба должны быть заинтересованными. Любить то, чем занимаются, и работать, как сумасшедшие, тогда будет результат. От педагога зависит очень много. Он должен чувствовать, слышать, понимать, что ученик делает, что у него происходит внутри, что получается, а что нет. Должен уметь объяснить. Можно быть хорошей певицей, но при этом ужасным педагогом.
Но и от ученика, конечно, зависит очень многое. И, если он «дуб», тут уж ничего не сделаешь. Для того чтобы быть хорошим певцом, одного голоса недостаточно. Надо еще и головой соображать. Необходимо учиться, учиться и учиться всему на свете, черпать отовсюду, чтобы тебя засыпало знаниями.
А оперный академический певец – это вообще особый разговор. Здесь должно быть все. Музыкальность. Красивый, сильный летящий голос, тембр. Глубина и культура исполнения. Умение отразить голосом тончайшие оттенки чувств. Культура движения – навык владения собой, пластика, гибкость. Хорошие внешние данные…
Я стараюсь из учеников выжимать все соки. Иногда, правда, за них очень стыдно. Есть любители халтурить. Порой не выдерживаю: «Не выучила, тогда зачем пришла – иди вон отсюда». Грубо – но зато в следующий раз ученики себе такого не позволяют.
– Лилия Ивановна, а как вы строите свои отношения с учениками. Что в основе – непроницаемость и авторитет или же?..
– Нет, отношения дружеские – в любой момент могут позвонить, прийти. Все дни рождения отмечаем вместе. Случается разное. Однажды звонит ученица. Время – полвторого ночи. Ты с ума сошла, говорю, посмотри на часы. Ой, Лилия Ивановна, извините, я сейчас в ресторане, ужасно хочется спеть «Заздравную» Дунаевского, а слов не помню. Пришлось петь – среди ночи прямо по телефону.
Некоторые ученики уже сами педагоги. Приезжают, делятся: «Лилия Ивановна, мы своих учим, так же как вы нас»… «Спасибо!»…
Училище и работу свою люблю. В этом вся моя жизнь. Но иногда хочется плюнуть на все и уйти. Зарплата такая, что смешно говорить. За один частный урок я получаю, как в училище за неделю. Но закрываю глаза и снова иду. Без этого не могу…
– А сложно поступить в музыкальное училище?
– Да, непросто. Конкурс большой. Студентов берут мало – в год всего по два человека на каждый голос (два баса, два тенора, сопрано и т.д.) Много приезжих, ведь все стремятся в Москву. Училище Ипполитова-Иванова общежития не предоставляет (маленькое помещение). Иногородние абитуриенты, поступая, уверяют, что у них в Москве родственники, а потом оказывается, что никого нет. Поэтому учеба часто превращается в добывание денег. После окончания устраиваться на работу приходится самостоятельно. Трудно и им, и нам, но толковые талантливые ребята есть. Работать интересно.
– Лилия Ивановна, а как вы относитесь к нашей нынешней эстраде? Кого из исполнителей можно выделить с положительной точки зрения?
– Из тех эстрадных певцов, которые сейчас «на слуху», положительно можно сказать о Витасе. Парень очень хороший, великолепный. Здесь чувствуется культура от макушки и до мысочков – как он одет, как держится, как подает фразу, лицо… Раньше в дворянских семьях всему этому специально обучали. Сейчас это большая редкость. Он искусно владеет собой, знает, как себя преподнести. Все делает красиво. Многих раздражает, что он берет верхние ноты, но они у него есть. Его приятно слушать, на него приятно смотреть.
Профессионал, несомненно, Лариса Долина. Это звезда. Человек, который сам себя сделал. Такой, по-моему, должна быть певица. Работа и результат на лицо.
Спасибо вам, Лилия Ивановна, за то, что вы есть – живете, работаете, дарите людям счастье в обретении себя!
Комментарии