Общероссийский профсоюз образования придумал новый проект – Всероссийскую педагогическую школу. А первую сессию посвятил студентам педвузов, будущим учителям. Задачи школы председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова определила так: «Мы стремимся дать не только полное представление о профессии учителя, о возможностях профессионального объединения, но и практические навыки». Конечно, «Учительская газета» не могла обойти вниманием это масштабное событие.
Молодые, энергичные, веселыеЕсли вам повезло увидеть сразу 89 студентов и студенток педагогических институтов и университетов из 43 регионов страны, возникает соблазн представить этих молодых людей в роли учителей. Увы, мы знаем, что не все из них пойдут работать в систему образования. Но представьте, вдруг случится чудо и у черных, белых, мультимедийных досок появятся участники Всероссийской педагогической школы (ВПШ)… Фантазируем дальше – они придут в школы целыми командами, которые возникли во время профсоюзной сессии. Более дружных коллег поискать…А ведь дружба на пустом месте не возникает. Чтобы шесть команд – «Гонщики», «Гливковчанка», «Лампочки Ильича», «Голубой вагон», «Бюро находок», «Голицынский салат» – стали сплоченными коллективами, в первый же день они прошли через суперэкстремальные задания-игры. Каждое задание было рассчитано на то, что ребята не просто сдружатся, но прямо-таки сроднятся. Попробуйте группой из полутора десятка человек проползти под веревками, натянутыми фактически у самой земли, при этом держа друг друга за руки. Или придумать, как передать по цепочке каждому участнику команды монету… лбом. Все молча! А игра «Фактор страха» формировала доверие участников команд друг к другу. Ребята выстраивались в две шеренги и протягивали руки товарищам напротив. Один из команды должен был пробежать этот коридор, остальные – вовремя опустить руки. Многие тормозили и начинали бег заново.Не хочется развеивать чары мечты… А что, если все студенты, побывавшие на ВПШ, действительно придут в школу? Какими будут они учителями? Во-первых, очень веселыми, прикольными, как говорит сегодня молодежь. Ученики влюбятся в них сразу. Практически каждый день студенты должны были по замыслу организаторов участвовать в командных соревнованиях. В первый день они представляли команды. А во второй участвовали в конкурсе агитбригад «Вступай в профсоюз». Еще один конкурс назывался «Я буду учителем, потому что…». И чего только не придумали в считанные дни и даже часы ребята – песни-переделки, танцы, сценки, видеозарисовки, поэмы, шуточные номера, стенгазеты, необычные костюмы. Они раздавали зрителям бумажные цветы и журавликов, вытаскивали на сцену реквизит и зажигали в темноте свечи…Во-вторых, полными сил. Энергия била через край даже у тех участников ВПШ, которые просто сидели в зале. Они непрерывно поддерживали товарищей возгласами и речевками. Студенты без устали посещали лекции, вечерами готовились к своим выступлениям и, конечно, круглосуточно общались. Дружба эта после расставания перешла в онлайн. Немедленно ВКонтакте была создана группа, и не одна. Всего несколько дней прошло после сессии, а уже пишет свой восторженный пост Анастасия Романова: «Дорогие мои! Это была одна из самых лучших недель в моей жизни! Вы стали для меня очень родными. Я уверена, что мы еще встретимся, и не один раз! Я очень вас люблю и безумно скучаю. Если честно, я еще не могу отойти от того темпа, и мне кажется, что я сейчас увижу вас и мы будем писать сценарий для сегодняшнего выступления! Как всегда, хорошо выступим :)), а потом будет «свечка». Все скажут, что друг друга любят и каково было им сегодня. Потом будем в Инете допоздна. Подъем в 8, зарядка, завтрак, на который мы придем поздно и будем есть йогурты :)). Все такие знакомые и родные лица! Следующее – лекции с потрясающими преподавателями, которые добились самых-самых высот!..»Напомню: «свечка» – это итоговое рефлексивное мероприятие дня в лагерях для детей и молодежи…А вот сообщение Марины Бобрус: «Ребят, жу-у-тко без вас скучаю, благодарна вам за супернеделю; придя на учебу, поняла, что кучу всего сделать нужно, но у меня сил немерено! Со всем справлюсь. Спасибо вам за это!»И еще одно, Валентины Улянды: «Я так по вам соскучилась:(. Делаю презентацию для своей первички, все фотки снова посмотрела… Скучаю».В-третьих, современные студенты – информированные и неравнодушные люди. На встрече с главными профсоюзными деятелями Общероссийского профсоюза образования стало понятно, что ребят по-настоящему волнуют школьные проблемы. Девушка из Борисоглебска Воронежской области спросила, как быть, если сегодня в ее городе нет мест в школах для молодых специалистов. Она столкнулась с этим, когда задумалась о трудоустройстве после вуза. Обнаружилось, что почему-то кадры нужны лишь на селе, причем требуются филологи со знанием обществознания.И вот к этим замечательным качествам – прочному фундаменту личности будущих профессионалов – ВПШ прибавила настоящий курс наук – знаний, умений и навыков, без которых не обойтись сегодня учителю. Курс был, конечно, краткий, но достаточно полный благодаря четко выстроенной и продуманной программе.Крепкая защитаКоль уже заговорили о встрече с руководством Общероссийского профсоюза образования, то надо рассказать о том, какие профсоюзные уроки получили ребята. Но сначала о том, что ответили студентке из Борисоглебска. Проблему она подняла комплексную, и ответ был тоже сложным, комплексным. Секретарь, зав. правовым отделом аппарата Центрального совета профсоюза Михаил Авдеенко напомнил, что в каждом регионе есть программы занятости. Надо найти этот документ и ознакомиться с ним. Заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Татьяна Куприянова рассказала, что профсоюз поддерживает молодых учителей, старается формировать социальную политику в отношении молодых педагогов. В регионах профсоюз добивается выплат надбавок для специалистов, только что пришедших работать в школу, подъемных, заботится о том, чтобы власти обеспечивали начинающих учителей жильем… Очень важно, считает Татьяна Викторовна, чтобы была программа «Педагогические кадры» на региональном уровне, ведь у муниципалитетов денег на такие нужды часто просто нет. Эксперт профсоюза Вера Панкратова сказала и о такой важной проблеме, как загруженность молодого специалиста. Известно, что порой на учителя, только начинающего свою педагогическую карьеру, сваливают массу дополнительных обязанностей, причем неоплачиваемых. Вера Николаевна объяснила: «Есть должностные обязанности, и сверх них администрация не имеет права заставлять работника трудиться. Каждая дополнительная работа, связанная с дополнительными трудозатратами, должна оплачиваться. На нашем сайте www.ed-union.ru вы можете ознакомиться со всеми нормативно-правовыми актами, которые, кстати, проходят в профсоюзе экспертизу. Каждый работник должен знать, за что он получает зарплату и в каком размере». А Татьяна Куприянова добавила, что условия труда работников должны отражаться в соглашениях и коллективных договорах. И еще один важный нюанс – необходимо, чтобы уровень оплаты труда зависел не от количества учеников в классе, а от качества работы учителя.Все эти тонкости пригодятся ребятам уже совсем скоро, когда завершится учеба и они пойдут работать. Однако не только на будущих учителей, членов профсоюза, были рассчитаны профсоюзные уроки ВПШ, а также и на… будущих коллег, лидеров профсоюзного движения. Ведь у каждого учителя есть шанс сделать не только педагогическую, но и профсоюзную карьеру. Начиная с председателя первичной профсоюзной организации. А чтобы быть хорошим председателем первички, надо знать, что такое профессиональный союз. Или как спросил один из студентов: «Какое значение имеет для молодого поколения профсоюз?» Во-первых, Общероссийский профсоюз образования в отличие от европейских коллег пригласил в свои ряды студентов. Они образовали мощный кластер – полтора миллиона человек (общее количество членов профсоюза – 4,5 миллиона)! Во-вторых, профсоюз дает учителю защиту, в первую очередь правовую поддержку. В обмен на весьма небольшую сумму членских взносов педагоги получают крепкую защиту по всем пунктам своей профессиональной деятельности. Да и студент может рассчитывать на помощь вузовской первички – она и в общежитие устроит, и материальную помощь даст, и защитит в случае конфликта с преподавателем или администрацией вуза. Конечно, если руководит первичкой неравнодушный, активный человек. В-третьих, в профсоюзной организации молодые люди могут приобретать и развивать навыки креативного мыслителя, пиар-менеджера, оратора. Заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Вадим Дудин уверен: «Профсоюзы – университеты борьбы. Это жизненная школа в отстаивании собственных интересов, приобретении навыков общественной деятельности». Кстати, на занятиях ВПШ студентам рассказали в том числе и о конкретных формах этой борьбы. Председатель студенческого координационного совета профсоюза Владимир Марченко считает, что их три. Первая – социальное партнерство, заключение соглашений, вторая – выход на улицу, митинги и забастовки, третья – акции в Интернете, форма хоть и виртуальная, но не менее действенная…Один из самых ярких примеров профсоюзного деятеля, который был у студентов перед глазами днем и ночью, – зав. отделом по связям с общественностью аппарата ЦС профсоюза Елена Елшина. На нее легли основные организационные хлопоты, так что Елене Станиславовне ежедневно приходилось демонстрировать практические навыки разрешения проблем, умение общаться с самыми разными людьми, а также проводить всевозможные мероприятия в рамках ВПШ. Мало того, в один из дней школы Елена Елшина прочитала лекцию о правилах делового общения…О тонкостях профессииСамые необычные уроки участники Всероссийской педагогической школы получили, конечно, от учителей-мастеров, лауреатов и победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России». В 1990 году «Учительская газета» начинала это состязание вместе с профсоюзом образования, тогда еще советским. И естественно, на приглашение Общероссийского профсоюза образования поучаствовать в ВПШ откликнулись и наша газета, и учителя года.Первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова начала общение со студентами с экспресс-викторины, посвященной фактам о конкурсе «Учитель года». 22 года проходит главное педагогическое состязание страны, 24 абсолютных победителя были названы за это время, из них всего четверо – учительницы… А затем рассказала об истории конкурса и показала просто уникальные газетные архивные материалы – статьи, фотографии, в том числе снимки встреч с руководителями нашей страны Михаилом Горбачевым, Борисом Ельциным, Владимиром Путиным, Дмитрием Медведевым. Студенты узнали и о том, как конкурс проходит сегодня, ознакомились с его этапами, задачами, системой оценки, увидели лица участников…А одна из участниц практически сошла в зал с фотографии лауреатов «Учителя года России-2006». Встреча с этим педагогом стала уроком карьерного роста и целеустремленности. Екатерина Владимировна Уба, поучаствовав в состязании и войдя в «пятнашку», вскоре после этого стала министром образования Ульяновской области. О своей педагогической стезе она рассказала очень просто, но сколько труда за этими фактами – училась в вузе, пришла работать в школу, стала завучем, защитила диссертацию, прошла непростые конкурсные этапы – от районного до всероссийского, затем выполняла миссию победителя в регионе и наконец получила высокую должность. О конкурсе Екатерина Уба вспоминает как о самом безумном и самом замечательном опыте в своей жизни. «Конкурс не отпускает ни одного человека. Попал на него – и пропал. Удивительное ощущение дает конкурс – словно расправляешь крылья и летишь… Вокруг тебя все звезды, у каждого своя замечательная идея, поэтому конкурс всегда грандиозная педагогическая мастерская. Главное – не уйти в свои амбиции, а взять максимум от коллег и отдать максимум». Становиться министром Екатерина Владимировна не планировала. Но однажды перед Новым годом, очарованная образом тогдашнего областного руководителя образования, загадала желание. И оно сбылось.Станут ли студенты, приехавшие в мае 2012 года на ВПШ профсоюза, министрами, учителями, воспитателями, педагогами дополнительного образования, учеными, покажет время. Но в этот день встречи с состоявшимися, известными всей России педагогами, мне кажется, всем ребятам хотелось быть похожими на абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России-1993» Олега Парамонова, на абсолютного победителя «Учителя года России-2007» Анну Мехед, на победителя «Учителя года России-2004» Андрея Лукутина, на победителя «Учитель года России-2001» Андрея Милехина. Не потому что у них громкие имена и титулы. Не потому что они стали директорами, проректорами вузов, руководителями лабораторий. Наверное, гораздо важнее, что наши учителя года поняли многое в жизни и профессии, донесли до своих будущих коллег.Анна Мехед на своем мастер-классе доказывала простую идею: «Не стоит верить стереотипам». Есть такое «общее место»: математика, мол, сухая, абстрактная наука. Ничего подобного – живая, интересная, эмоциональная. Можно реальный математический пример сформулировать весело, как шутку, и он не перестанет быть полезным для познания. Можно цифрами, а не словами передать ритм стихотворения – от детской считалки до онегинской строфы, и все будет строго соответствовать науке стихосложения. Можно любить и ненавидеть математические теории. Например, в науке долгое время было неприлично говорить о фрактальных функциях. А все потому, что в них нет производной. Что же такое эта производная и что в ней самое важное? Вот вам и зачин для будущего урока, уважаемые студенты!Кстати, о зачине говорил и Андрей Лукутин. Историк уверен: «Самое сложное на уроке – в течение 5-7 минут захватить внимание детей. Каждый раз! Начать – самое сложное». А самое страшное, уже не для учителя, а для учеников – опрос. «Вопросы должны быть такими, чтобы дети размышляли», – советует Андрей Владимирович.Тему подхватывает Олег Геннадьевич Парамонов. Он тоже считает опрос, особенно в начале урока, самым страшным для детей. И уверен, что нельзя, не надо портить ребенку, не сделавшему домашнее задание, настроение двойкой на весь урок. «В благодарность за то, что его не вызвали, ученик начинает слушать». И вообще двоек по литературе не может быть, убежден Олег Парамонов. Поставил учитель двойку – и ученик отсутствует на уроке или начинает хулиганить в отместку.Таким тонкостям профессии, конечно, не учат ни в одном педвузе, потому что эти знания достаются ценой огромного опыта, падений и взлетов во время ежедневной школьной практики. Тем более интересно было будущим учителям погрузиться в жизнь знаменитой московской школы «Класс-центр» благодаря появлению на ВПШ ее директора Сергея Казарновского. Он показывал фото и видео, зачитывал реальные случаи, словечки, тексты заявлений учеников и выдержки из их сочинений. А главное, он говорил об основополагающих принципах, которые легли в основу этого очень необычного учебного заведения, где дети получают не только обычное среднее образование, но и музыкальное, и драматическое. Где после математики ребята занимаются сценречью, а затем химией, но, даже изучая композиционные материалы, они помнят, что композиция бывает в живописи, бывает на сцене и в музыке. Удивительно, но только 15% выпускников «Класс-центра» идут в творческие вузы. Однако кто сказал, что ощущение красоты, умение не только знать, но и чувствовать, любовь к музыке и театру нужны лишь актерам, композиторам, художникам?После целого дня потрясающих мастер-классов, после общения с настоящими личностями студентам было непросто осознать и переварить все услышанное и прочувствованное… Ребятам очень помогли на следующий день слова Раиса Загидуллина, проректора по послевузовской подготовке и внешним связям Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, тоже участника всероссийского финала конкурса «Учитель года»: «В нашей профессии самый важный – средовый подход. Окружите себя надлежащими людьми, и тогда в этой жизни вы многое сделаете. В этом суть профессионального сообщества». По-моему, Раис Рамазанович угадал. Ребята, напитавшись творческими идеями, захотели не просто походить на их носителей, но покорить собственную вершину в образовании. Прав ульяновский «пеликан» – это сделать гораздо легче в коллективе единомышленников. Я уже говорила, что студенческий коллектив сложился прямо на ВПШ и даже перешел в виртуальное пространство социальной сети. Хорошо бы ребятам не потеряться. И не забыть того заряда, который дала им Всероссийская педагогическая школа. Уже не говоря об уникальных знаниях, которые получили за пять дней студенты. Обо всей программе в одной статье рассказать просто нереально, но поверьте – важным и весомым было каждое слово. Потому что ложилось на благодатную почву. И не надо повторять стереотипы, что нам не на кого рассчитывать в будущем, что в школу не идет молодая смена. Идет. Надо только показать тропинку, помочь немножко, легонько подтолкнуть, улыбнувшись. Именно эту миссию выполнила ВПШ профсоюза. Хочется верить, что миссия выполнима. Будем ждать в классах выпускников. Обязательно проследим за их судьбами и расскажем на страницах «Учительской газеты».фото автора и Юрия ГУБЕРЕВА
Комментарии