В процессе оценки материалов педагогов коррекционных учебных заведений, присланных на XIV Всероссийский конкурс «Сто друзей», лучшие, на мой взгляд, разработки были сгруппированы по направлениям.
МатематикаИнна Мацюк, учитель начальных классов основной школы №260 ЗАТО Александровск Мурманской области. Открытые уроки математики и русского языка в классе-комплекте с организацией обучения по программе VII вида. Татьяна Синяк, учитель начальных классов школы-интерната №6 VIII вида города Гурьевска Кемеровской области. «Решение простых арифметических задач».Русский язык, развитие речи, литература, логопедические занятияЛина Слабышева, учитель начальных классов Нефтеюганской специальной (коррекционной) начальной школы VII вида ХМАО – Югры. Урок литературы в 4-м классе «Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».Наталия Сайфуллина, учитель начальных классов средней школы №58 с углубленным изучением отдельных предметов города Новоуральска Свердловской области. Урок русского языка на тему «Правописание гласных на конце наречий». Ирина Красильникова, учитель-логопед новоуральской специальной (коррекционной) школы №50 Свердловской области. Система работы по формированию элементарных навыков звукового анализа у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на начальных этапах обучения (1-4-е классы).Наталия Агалакова, учитель новоуральской специальной (коррекционной) школы №50 Свердловской области. Урок грамматики для учеников 8-го класса «Глагол». Ольга Бородулина, учитель начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида города Карабаша Челябинской области. Урок по развитию речи для учащихся 4-го класса по теме «Жизнь домашних животных (лошади, коровы, овцы, свиньи) зимой».Надежда Возякова, учитель начальных классов Киселевской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида Пермского края. «Сезонные изменения в природе. Октябрь», «Сезонные изменения в природе. Зима».История, естествознание, география, биологияСветлана Липатникова, учитель истории специальной (коррекционной) школы-интерната №6 VIII вида города Гурьевска Кемеровской области. Дидактические материалы по истории и географии. Наталия Сайфуллина, учитель начальных классов средней школы №58 с углубленным изучением отдельных предметов города Новоуральска Свердловской области. Ролевая игра «Суд над комарами». Внеклассная и воспитательная работаЕлена Побегайло, учитель предмета «Социально-бытовая ориентировка» специальной (коррекционной) школы-интерната №6 VIII вида города Гурьевска Кемеровской области. Кружок «Поваренок». Наталия Агалакова, учитель новоуральской специальной (коррекционной) школы №50 Свердловской области. «Путешествие во фразеологию». Татьяна Григорьева, учитель начальных классов Нефтеюганской специальной (коррекционной) начальной школы VII вида ХМАО – Югры. Воспитательная система «Город достижений». Асия Казанбаева, учитель биологии Бардымской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида Пермского края. Организация внеклассной работы по биологии. Ольга Вольвач, учитель начальных классов основной школы №269 Закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области. Организация образовательного процесса ребенка с синдромом Дауна (из опыта работы учителя начальных классов). Елена Смирнова, учитель физической культуры Нефтеюганской специальной (коррекционной) начальной школы VII вида ХМАО – Югры. «Я и моя спортивная семья».Трудовое обучение, технологии, СБО, физическое воспитаниеНиколай Лодырев, учитель трудового обучения специальной (коррекционной) школы-интерната №6 VIII вида города Гурьевска Кемеровской области. Столярное дело. «Сборка табурета». Ольга Бородулина, учитель начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида города Карабаша Челябинской области. «Изготовление кроя вешалки. Обработка деталей вешалки косыми стежками. «Команда «Ух!» спешит на помощь».Елена Побегайло, учитель предмета «Социально-бытовая ориентировка» специальной (коррекционной) школы-интерната №6 VIII вида города Гурьевска Кемеровской области. «Рациональное приготовление обеда».Светлана Журавлева, учитель трудового обучения и социально-бытовой ориентировки специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида города Карабаша Челябинской области. Учебно-методическое пособие по СБО с разработками уроков. Анастасия Недра, учитель физической культуры специальной (коррекционной) школы №18 VIII вида Омска. Программа физической подготовки детей с ограниченными возможностями.Следует отметить высокий уровень большинства представленных на конкурс методических разработок. Наличие особых задач объединяет их в единую систему коррекционного воздействия на ребенка, направленную на коррекцию дефектов развития и социально-трудовой адаптации.В большинстве сценариев уроков и внеклассных мероприятий для решения коррекционных задач использованы инновационные подходы, методические приемы и формы работы: индивидуальная работа внутри урока, использование схем и условных обозначений при составлении совместно с детьми алгоритма действий, проблемные ситуации на уроке и создание условий для их решения. Широко используются мультимедийное оборудование, интерактивная доска на уроках и внеклассных мероприятиях. Представлены разработки комплексных и комбинированных уроков. Эти формы работы особенно актуальны во вспомогательной школе, так как формируют у детей способности к переносу имеющихся знаний в новую ситуацию.Особую практическую ценность представляют разработанные и представленные системы работы, программы, электронные учебники, рабочие тетради.Отдельно следует отметить опыт работы с детьми с синдромом Дауна. В большинстве случаев это ребята со средней степенью умственной отсталости. Представленные материалы, в том числе и видео, создают положительное впечатление об организации лечебно-оздоровительной и коррекционно-развивающей работы.К сожалению, не все материалы оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми конкурсом. Интересные по содержанию, они практически не могли быть оценены по достоинству из-за отсутствия самого сценария урока или внеклассного мероприятия (прислали только слайды или видеоматериалы к уроку). Есть разработки, в которых не поставлены коррекционные задачи урока или поставлены формально и не в полном объеме соответствуют содержанию материала.Ольга СИВЕРСКАЯ, логопед высшей квалификационной категории средней школы №118 Барнаула Алтайского края, эксперт конкурса «Сто друзей»
Комментарии