Дистанционное обучение сегодня на пике популярности. Специалисты по стратегическим проблемам образования называют его системой обучения XXI века. Так ли это на самом деле? Каковы достоинства дистанционного образования и какие опасности оно в себе таит?
Поговорим начистотуОтноситься к дистанционному обучению можно по-разному, однако следует констатировать непреложный факт: именно дистанционное образование вкупе с интернет-технологиями способно адекватно ответить на актуальные вызовы современности. По прогнозам экспертов, минимальным уровнем образования, необходимым для выживания человечества в новом столетии, станет высшее образование. Это значит, что укоренившаяся в нашем сознании мысль об исключительности и некоторой элитарности высшего образования должна уступить место представлению о его безусловности. Однако сегодня учебные заведения ввиду ограниченности своих ресурсов не могут предоставить высшее образование в очном формате всем желающим. Да и сами желающие не всегда располагают финансовыми и временными возможностями для традиционного обучения. Из этого следует закономерный вывод: для того чтобы образование получило новый статус, необходима кардинальная перестройка его материально-технической базы. В качестве такой базы как раз и призвано выступить дистанционное обучение: во-первых, оно позволяет многократно увеличить аудиторию учащихся благодаря снижению затрат на проведение обучения, а во-вторых, обладает гибкостью и высоким адаптационным потенциалом. Слушатель может обучаться из любой точки мира, в любое удобное время, в подходящем темпе и в некоторых случаях даже по индивидуальным программам. Дистанционные технологии, как бы парадоксально это ни звучало, способствуют индивидуализации обучения при массовости образования. Актуальность дистанционных форм продиктована еще одним обстоятельством. Сегодня профессиональные знания быстро устаревают и требуют постоянного совершенствования. Сложившаяся ситуация находит отражение в популярной концепции непрерывного образования (lifelong learning), в соответствии с которой общий и профессиональный потенциал личности растет в течение всей жизни не хаотически и произвольно, а под контролем государственных и общественных институтов. Традиционные курсы повышения квалификации, успешно выполнявшие эту функцию до сих пор, во-первых, не способны справиться с лавинообразным потоком учащихся, а во-вторых, создают нежелательные лакуны в производственном процессе из-за отрыва работников. Электронное дистанционное образование позволяет равномерно развивать профессиональную компетенцию всех сотрудников одновременно без отрыва от производства и формировать тем самым единый уровень профессиональной грамотности предприятия. А что в России?Дистанционное электронное образование давно вошло в практику европейского и американского обучения. Однако в России этот формат до сих пор воспринимают как сомнительную авантюру. Отчего российские педагоги так противятся инновационным внедрениям? Почему сами учащиеся относятся к ним с некоторой долей скепсиса? На то, по-видимому, есть причины, начиная с компьютерной неграмотности педагогов и заканчивая спецификой русской ментальности. Однако среди них две могут претендовать на статус ключевых. Первое. Немаловажную роль в современном российском обществе играют рудименты советской парадигмы мышления, которая сохраняется не только у зрелого преподавательского состава (очевидцев социалистического режима), но и у молодого поколения, «рожденного в СССР». Дело вовсе не в том, что мы оцениваем советскую систему образования как ущербную (совсем нет!), всякому известно, что советское образование – это знак качества. Однако нужно понимать, что в новой социально-экономической реальности старая образовательная парадигма в лучшем случае не работает, а в худшем тормозит развитие. Несмотря на то что из Европы и Америки щедро дуют ветры перемен, а на страницах российских методических изданий все чаще появляются словосочетания «личностно ориентированное обучение», «проектное обучение», «активные формы обучения», «технология развития критического мышления», в действительности дело обстоит не совсем так или даже совсем не так. В школах и университетах продолжает доминировать объектно-пассивный подход к обучению. Это значит, что в педагогическом процессе роль активного субъекта занимает преподаватель, в то время как ученик остается объектом, пассивно воспринимающим и воспроизводящим знания. По оценкам экспертов, школьная и университетская образовательные среды в России характеризуют авторитарность, догматичность и высокая степень зависимости учащихся от преподавателей. Положа руку на сердце нужно признать, что рабочая активность наших школьников и студентов сводится к заучиванию авторитетной точки зрения преподавателя и ее пересказу. Это в свою очередь ведет к снижению самостоятельности личности, вот здесь-то и возникает основное противоречие. Дело в том, что дистанционное обучение – это САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ во всех отношениях обучение для лиц с высоким уровнем мотивации и самодисциплины, владеющих навыками критического мышления (анализа, синтеза, оценки) и самостоятельного поиска информации. Будучи идентичным по параметрам классическому очному обучению, дистанционное образование уступает ему в двух моментах – внешней (исходящей от преподавателя) мотивации и тотальном контроле учебного процесса. В условиях низкого уровня самостоятельности учащихся эти факторы могут оказаться губительными. Второе. С увеличением присутствия дистанционных технологий в образовательном процессе у коллег возникают опасения по поводу жизнеспособности традиционного образования – на мой взгляд, совершенно беспочвенные. Распространение дистанционных форм обучения не может привести к исчезновению очного обучения, но, безусловно, приведет к перестройке существующей системы. К наиболее прогнозируемым результатам этой перестройки можно отнести сокращение высших учебных заведений и соответственно сокращение учащихся очного формата обучения. Учитывая сложившуюся в стране ситуацию, когда количество вузов превышает все разумные пределы, а высшее образование получает практически каждый, это изменение, согласитесь, не столь уж негативно. Очное образование, качество которого в результате реформации образовательной сферы должно резко повыситься, отныне (как, впрочем, и в советские времена) будет ориентировано на подготовку ведущих специалистов в различных областях науки и практики. К сферам ответственности дистанционного обучения в этом случае отойдут дополнительное образование, повышение квалификации, а также высшее образование «порога выживания». Взгляд изнутриЯ стою одна в пустой комнате. На меня направлено несколько камер. Через пару секунд я услышу команду режиссера и начну лекцию. Немного волнуюсь, несмотря на то что мне приходилось делать это неоднократно: мне не хватает одного важного и, казалось бы, неотъемлемого компонента обучения – слушателей. Живых глаз, устремленных на меня, их непосредственной реакции на излагаемый материал, возможности отслеживать понимание и направлять учебный процесс в нужное русло. К предложению стать автором дистанционного курса на интернет-портале «Образование на русском» я отнеслась с большим интересом и восприняла его как возможность получить новый методический опыт, открыть для себя новые педагогические горизонты и освоить новую площадку для научных наблюдений и обобщений. Меня привлекли к методической разработке трех курсов в рамках программы профессиональной переподготовки, освоение которой предполагает получение диплома преподавателя РКИ. Все началось с записи видеолекций. В соответствии с заранее составленным графиком каждый преподаватель раз в неделю приезжал на студию компании «Uniweb» на съемки. Стоит заметить, что на запись полуторачасовой стандартной лекции отводили три академических часа. Дело в том, что читать лекцию без аудитории намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Даже много раз прочитанные и практически заученные лекции при их «вакуумной» подаче (наедине с собой) вызывают трудности: неминуемо возникают повторы, заминки и ступоры. Слева от преподавателя расположена доска с опорной презентацией, однако смотреть на нее можно было только время от времени (по словам режиссера, «лучше вообще не смотреть»), чтобы у слушателя не возникало ощущения разрыва контакта. Но психологическая подготовка преподавателя к чтению сугубо монологической лекции – это лишь один аспект проблемы. Второй аспект – помощь слушателю в восприятии нового материала без возможности вступить в диалог с преподавателем. На мой взгляд, единственный способ предупредить потенциальные трудности слушателей – симуляция диалога. Преподаватель при подготовке к лекции должен продумать вопросы, которые могут поступить из аудитории, а при чтении лекции последовательно задавать эти вопросы и отвечать на них. «Вы спросите, какая, собственно, разница между паронимами и таронимами? А вот какая»; «Наверняка, у многих из вас сейчас возник вопрос: «Как можно применить эти технологии к обучению иностранного языка?» Постараюсь привести несколько примеров». По моему убеждению, избежать всецелой монологичности дистанционного интернет-обучения можно только посредством использования риторических навыков построения текста. Вторым этапом разработки курсов стала подготовка контрольно-измерительных материалов. Помимо традиционных тестов, контрольных работ и творческих заданий вроде написания эссе, к ним относился интересный способ самоконтроля – тренажер в виде ролевой игры, который в содержательном отношении сходен с кейсом. С опорой на материалы курса преподаватель моделирует ситуацию, в которой слушателю отводят определенную роль (начинающий преподаватель, экзаменатор, экскурсовод, сосед иностранца, друг инопланетянина). Знакомясь с условиями ситуации и конкретными целевыми установками, слушатель всякий раз выбирает один из возможных вариантов действий и получает комментарий своего выбора. Дополненная соответствующим графическим дизайном и интерактивными опциями, такая игра становится качественным субститутом реальных жизненных ситуаций и потому весьма эффективна в учебном процессе. Наконец, последний этап реализации дистанционного интернет-курса состоит в его методической поддержке, или, как сейчас принято выражаться, тьюторстве. Тьюторство предполагает консультирование слушателей при выполнении домашних заданий, проверку домашних работ и их комментирование, ответы на разного рода вопросы по содержанию лекций, постоянное общение со слушателями в формате переписки. Мой личный опыт тьюторского сопровождения показал, что именно в процессе общения преподавателя и учащегося происходит настоящее обучение. Однако для того, чтобы электронное обучение «случилось», необходимо удовлетворение двух условий. Во-первых, тьютор должен быть настроен на полную самоотдачу и кропотливую работу с каждым учащимся. Распространенное среди педагогов восприятие дистанционного обучения как обучения вторичного и отчасти неполноценного может негативно сказаться на его эффективности и существенно навредить делу. Во-вторых, желательно, чтобы тьютором становился истинный специалист в конкретной области знания – человек, который сможет оперативно разрешить проблемы слушателей и компетентно ответить на любой из возникших вопросов. В связи с этим наметившаяся сегодня тенденция привлекать к тьюторству методистов, которые не имеют должных научно-педагогических компетенций, представляется совершенно неоправданной. Дистанционное образование с использованием интернет-технологий содержит серьезный потенциал личностно ориентированного обучения и может способствовать созданию новой образовательной парадигмы, в которой доминируют активность и самостоятельность учащихся. Современная российская действительность диктует пределы допустимости дистанционных форм, расширение которых возможно лишь при условии трансформации картины мира и парадигмы мышления россиян. Надеюсь, что это дело времени и дистанционные формы обучения займут предназначенную для них нишу, ничего не вытеснив и никого не заменив. Александра ОЛЬХОВСКАЯ, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории инновационных средств обучения русскому языку Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина
Комментарии