«Хватит врать!» – то и дело слышим мы возмущенные требования людей, которые чувствуют, догадываются или видят, что политики и чиновники откровенно дурят им головы, водят за нос, вешают лапшу на уши и тому подобное. «Сила в правде!» – поддерживают их те, кому не чужды понятия чести и совести, морали и нравственности. «Все врут!» – заявляют в ответ поклонники сериалов «Доктор Хаус» и «Обмани меня». «Умная ложь лучше глупой правды!» – выдает весьма неоднозначная народная мудрость. «Бог любит правду!» – категорично парируют церкви. «Правда, как оса, лезет в глаза», – признают педагоги… Так что же такое ложь? Почему она окружает нас со всех сторон? И готовы ли мы перестать лгать и принять мир таким, каков он есть, без вранья?
Словари дают четкое определение, что такое ложь, – это намеренное искажение истины, неправда, обман; умышленное введение в заблуждение другого человека путем искажения или ограничения информации о чем-либо, ком-либо.Как правило, люди «искажают истину», когда хотят получить выгоду, добиться поставленной цели, когда боятся ответственности, когда истина слишком сурова, чтобы жить с нею, поэтому лучше создать другую реальность и жить с нею. Деликатность проблемы, однако, заключается в том, что «умышленное введение в заблуждение» мы практикуем сплошь и рядом, более того, делаем это красиво и с наслаждением, но почему-то вовсе не считаем это ложью. Хотя по сути это она и есть.Мы говорим детям, что врать нехорошо и нужно всегда быть честным. Мы с негодованием рассказываем о предательстве грека Эфиальта, который провел персов в тыл к отряду мужественного спартанского царя Леонида. И в то же время роняем слезу, рассказывая о подвиге Ивана Сусанина, который обманул поляков, заведя их в непроходимую чащу на верную смерть. Мы восторгаемся геройством наших разведчиков, которые, выдавая себя за других, добывали важнейшую информацию. И тут же проклинаем иуд, которые «сливали» государственные секреты за рубеж. Мы с гордостью повествуем о наших военачальниках, которым умение скрыть истинное положение дел и дезинформирование врага помогли одержать ряд блистательных побед. И со скорбью вспоминаем тысячи тысяч солдат и офицеров, которых вероломный враг коварно заманил в окружение и уничтожил. Почему? Потому что обманывать врагов хорошо, а друзей – плохо?Мы аплодируем мастерству иллюзионистов и фокусников, но только до той поры, пока они не превращаются в карточных шулеров и наперсточников. Почему? Потому что искусство обмана, обращенное во вред людям, – это зло. Но если «наш» шулер обыграл «вражеского», если «положительный» мошенник обобрал отрицательного героя, это хорошо, верно?Живопись, литература, скульптура, театр, кинематограф – а разве художники, писатели, актеры и иже с ними не пытаются выдать одно за другое, называя это авторским прочтением, творческим видением, оригинальной интерпретацией или чем-то еще? А все просто: если их выдумки (заведомо искажающие истину) лично мне нравятся, значит, это хорошо, а если они оскорбляют мои принципы – плохо.В чем принципиальная разница между ложью и дежурным комплиментом типа «вы сегодня прекрасно выглядите»? Да всего лишь в том, что эта фраза призвана повысить самооценку человека, сделать ему приятное. Даже если он при этом выглядит отвратительно. Но эта маленькая ложь простительна в отличие от другой, со знаком минус – «черт побери, в этих штанах ты похожа на обезьяну!»….В последнее время все чаще слышатся утверждения, что детей нужно уберегать от любой лжи и фальши, а для этого необходимо вводить их во взрослую жизнь, показывая всю правду обо всем. Пусть уж они лучше узнают об этом от родителей или учителей, чем неожиданно столкнутся с суровой реальностью во взрослом возрасте. Как ветрянка, которой лучше переболеть в детстве. Сторонники этого подхода ратуют за то, чтобы дети совершенно трезво понимали: их принес вовсе не аист, а произошли они в результате вот какого процесса, полюбуйтесь на видео или вживую. И вкусная жареная куриная ножка берется не из воздуха, а из живого цыпленка, просто нужно его сначала умертвить, а потом отрезать конечность и подвергнуть термической обработке – посмотрите, как именно. И что дедушка на самом деле вовсе не уехал в путешествие, а умер, но если вы не знаете, чем мертвый человек отличается от живого, давайте сходим в морг и увидим. И так далее. Зачем скрывать от приемного ребенка, что его родители – спившиеся алкаши-уголовники, а те, кого он называет мамой и папой, на самом деле совершенно чужие люди? Пусть знает правду! Зачем утаивать от своей невесты, что ты только что переспал с ее лучшей подругой? Пусть все знает и принимает меня таким, какой я есть! Зачем вводить в заблуждение начальника, якобы искренне поздравляя его с днем рождения? Лучше честно сказать ему все, что ты о нем думаешь, и это будет хорошо, потому что правда лучше лжи!Как мы видим, желание всегда и везде говорить правду, избегать «намеренного искажения или утаивания информации» может иметь весьма уродливые формы. Впрочем, как и неуемная страсть к вранью. Крайности, как известно, до добра не доводят.Самое интересное, что те, кто призывает искоренить ложь во всех ее проявлениях, обычно подразумевают свое собственное право изобличать всех остальных и требовать от них рассказывать все обо всем. И они почему-то очень обижаются, когда внезапно вскрывается какая-то неприятная правда о них самих или их близких. Одно дело – требовать опубликовать максимально правдивые сведения о доходах учителей, которыми ты руководишь, преследуя цель показать: вот какие мы честные и открытые! И совсем другое – раскрыть информацию о собственных доходах без утайки. Но вот как раз тут люди почему-то вспоминают, что далеко не вся правда заслуживает того, чтобы стать достоянием общественности….Всегда ли вы честны со своими учениками, их родителями, коллегами, начальством? Не спешите отвечать «Да, всегда!», намекая на то, что хороший учитель никогда и никому не врет, а если кто так и поступает, то он не может называться хорошим. Просто вспомните, всю ли правду о том или ином ребенке вы доносите до сведения третьих лиц. Готовы ли вы признать, что все ваши усилия и стремления научить Васю, Женю или Катю своему предмету, привить им положительные качества, воспитать Человеком не приносят ожидаемого результата? А ведь на этот случай уже существует четкое определение: «Двойка ученику – это двойка его учителю!» Точно так же – «Хороших учителей не оскорбляют словом или действием, а если кому и досталось, значит, это ваша вина, ваше педагогическое бессилие, сами виноваты!»А начинается все с малого. Отправляя ребенка в школу, мама говорит, чтобы тот вел себя примерно, а если заметил что-то нехорошее, тут же сообщал учителю. Ученик видит, как его одноклассник пишет на стене школы нехорошее слово и честно рассказывает об этом педагогу. А после уроков получает от одноклассника по шее плюс кличку «предатель». Вопрос – будет ли он сообщать он чьем-то проступке, нарушении, преступлении впредь? А после этого мы сетуем, почему взрослые люди совершают противоправные действия, все об этом знают, но молчат. Потому и молчат, что не имеют физической возможности пресечь нарушение и не сообщают о нем в правоохранительные органы, боясь заслужить статус стукача и доносчика.- А теперь поднимите руку, кто этого не понял! – говорит учительница, очень подробно и внятно, как ей кажется, объяснив тот или иной материал.- Я не понял! – поднимает руку ученик.- Да что тут непонятного-то, я поражаюсь! – взрывается педагог. – Уже разжевала все, в рот положила, осталось только проглотить, а все одно – «не понял!» Да тут же и дураку понятно!!!…И кем надо быть, чтобы в следующий раз вновь признаться на весь класс, что ты так и не усвоил тему? Проще соврать, сказать, что понял. Иначе придется собственными словами подтвердить – да, я дурак, потому что все всё поняли, а я, единственный, нет.Но что делать, если кто-то из класса сообщит – мол, «Игорь врет, на самом деле он не учил, а весь день играл в World of Tanks»? Сказать ему спасибо? Или постыдить за ябедничество?..Как мы уже сказали, люди врут из соображений выгоды, из нежелания брать на себя ответственность и стремления жить в мире иллюзий. Какой мне прок от того, что я буду всем ставить ровно те отметки, которые дети заслужили? Лучше «три пишем – два в уме», тем более что можно прикрыть это великодушным желанием «дать ребенку шанс», «помочь ему поверить в собственные силы», «рассмотреть в нем Человека» и так далее.Знаете ли вы о случаях, когда ваши коллеги намеренно искажали (занижали или завышали) результаты контрольных, мухлевали на ЕГЭ, писали фиктивные отчеты и нереализуемые планы? А если знаете, готовы ли вы честно рассказать об этом? Нет, разумеется, ведь тогда вы приобретете себе кучу врагов, подставите свой коллектив, сделаете хуже своим же ученикам, в результате школа ваша по сравнению с другими будет выглядеть очень неприглядно. Оно нам надо? Но если оно НАМ не надо, то почему оно нужно ИМ – тем, кто там, наверху, требует от нас якобы правдивой информации? С какой стати мы вообще решили, что ИМ нужна от нас правда? Вполне достаточно очень убедительной лжи. Но чтоб красивой!«Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман» – писал Пушкин в стихотворении «Герой». На что Достоевский в повести «Подросток» отвечал: «Не знаю; не берусь решать, верны ли эти два стиха иль нет. Должно быть, истина, как и всегда, где-нибудь лежит посредине: то есть в одном случае святая истина, а в другом – ложь. Я только знаю наверно одно: что еще надолго эта мысль останется одним из самых главных спорных пунктов между людьми».Что в данном случае чистая правда.P.S. Тема эта при всей ее кажущейся простоте («кто врет – плохой, кто говорит правду – хороший») слишком сложна, чтобы раскрыть ее в одной статье. Поэтому просим вас высказать свое мнение по этому поводу и рассказать, кто или что заставляет вас лгать.
Комментарии