search
main
0

Всякая любовь – великое счастье. Лабораторно-творческое занятие по сборнику рассказов И.А.Бунина «Темные аллеи» в 9-м классе

Цели: – методом лабораторно-творческого исследования провести детей путем интерпретаторов, выявляя особенности языка и стиля И.Бунина в его вершинном творении о любви «Темные аллеи», рассмотреть черты традиции и новаторства, сопоставляя рассказы Бунина с произведениями А.Чехова, И.Тургенева, Л.Толстого; – продолжить работу над развитием литературоведческих навыков и читательского мастерства; – развивать умение говорить о любви и литературе языком прекрасной образности.

Методы: словесный, наглядный, исследовательский, частично-поисковый. Рассадка учащихся: по заранее определенным творческим микрогруппам.Оборудование:  мультимедийная установка, компьютер, экран, подготовленные учащимися и учителем слайды для презентации, интерактивный тренажер «Слово Бунина», музыкальная запись авторской песни А.Б.Матюхина на слова И.А.Бунина «Похолодели лепестки раскрытых губ».Эпиграф: «Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» (И.Бунин)Ход урокаI. Оргмомент. Эмоциональный настрой Звучит вальс («Похолодели лепестки раскрытых губ»).  Автор текста – Иван Бунин. Автор музыки – Александр Матюхин.Похолодели лепестки Раскрытых губ, по-детски влажных – И зал плывет, плывет в протяжных Напевах счастья и тоски.Сиянье люстр и зыбь зеркал Слились в один мираж хрустальный -И веет, веет ветер бальный Теплом душистых опахал.Постановка проблемного вопроса  перед учащимися. Учитель: Как соединяет бунинское толкование любви «напев счастья и тоски и мираж хрустальный»?II. Ассоциативный рядУчащимся предлагается зачитать те высказывания о любви изцикла «Темные аллеи», которые показались им особенно близкими словам эпиграфа. Их одноклассники пытаются вспомнить, какое произведение цитируется, о каких героях идет речь. Как бы вы ответили на вопрос эпиграфа? Ребята приходят к выводу, что вопрос риторический, ведь не может быть несчастной любви, если это Любовь.Интеллектуальная разминка (сопровождается презентацией слайдов).Конкурс на лучшее знание текстов из сборника Бунина  «Темные аллеи»1. Узнайте представленные диалоги. а) «- Ты никогда, никогда не забывал меня все эти годы?-   Забывал только так, как забываешь, что живешь, дышишь. И ты правду сказала: нет несчастной любви».(«Натали»)А что же сказала Виталию Мещерскому героиня? («Разве бывает несчастная любовь?.. Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?»)б) «- Ведь не могла же ты любить меня весь век!- Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот».(«Темные аллеи»)в) « –  Грущу, грущу, – ответил он, неприятно усмехаясь. –   Дачная девица… Amata  nobis  quantum amabitur  nulla!- Это по-латыни? Что это значит?- Это тебе не нужно знать».(«Руся»)Что же значат эти слова? («Возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет!»)2. Вспомните рассказ, где звучит песня:Уж как выйду я в сад,Во зеленый сад,Во зеленый сад гулять Свово милова встречать. («Таня»)3. Откуда это признание?«Если есть будущая жизнь, и мы встретимся в ней, я стану там на колени и поцелую твои ноги за все, что ты дала мне на земле».(«Поздний час»)4. Кто цитирует следующие слова Платона Каратаева?«Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету».(Героиня «Чистого понедельника».)5. В каком произведении по ходу событий предсказывалась трагедия?«Впоследствии я не раз вспоминал, как некое зловещее предзнаменование, что, когда я вошел в свою комнату и чиркнул спичкой, чтобы зажечь свечу, на меня метнулась…» («…крупная летучая мышь»)Виталий Мещерский, герой рассказа «Натали», «ясно видел… похожую на смерть хищную мордочку». Какие еще были предзнаменования трагедии?(Соня напророчила кузнецу «любовь до гроба», Натали читала «Обрыв» Гончарова, ее ждала пропасть прекрасной, но губительной любви.)III.  Актуализация знанийТрем группам заранее предлагалось провести сравнительный анализ одного из рассказов Бунина  с одним из произведений Чехова, Тургенева, Льва Толстого, прочитанным самостоятельно.  Рассказ Бунина предлагался учителем. Второе произведение выбиралось группой учащихся. Заранее обсуждались с учителем план и порядок исследовательской работы. На данном занятии группы  за ограниченное время представляют презентации с основными выводами по проведенной работе.Первая группа ребят (средне-сильные учащиеся) сопоставляла рассказы «Дом с мезонином» Чехова и «Руся» Бунина, исследуя путь писательского слова через созданные образы к нашему восприятию по плану.1. Автор – герой – среда.2. Автор – герой – семья.3.  Автор – герой – героиня.4. Автор – герой – речевая структура.5.  Автор – герой – читатель.Текст исследования см. приложение 1.Вторая группа ребят (средне-слабые учащиеся) представила исследовательские выводы по итогам сопоставления рассказа И.Бунина «Поздний час» со стихотворением в прозе «Как хороши, как свежи были розы» И.Тургенева по следующему плану. 1.  Психологизм.2.  Жизнь и смерть.3. Любовь.  Текст исследования см. приложение 2.Третья группа (сильные учащиеся) исследовала особенности взглядов на разные проявления любви Льва Толстого в повести «Дьявол» и Ивана Бунина в рассказе «Натали» по следующему плану.1.  Истоки соблазна.2. Сладострастие.3. Поклонение чистоте.4. Раздвоение.Приложение 2Исследовательские выводы по итогам сопоставления рассказа И.Бунина «Поздний час» со стихотворением в прозе «Как хороши, как свежи были розы» И.Тургенева (вторая группа). 1.  ПсихологизмТургеневский цикл стихотворений в прозе имеет подзаголовок «Senilia» («Старческое»), а название бунинского рассказа «Поздний час» таит метафору пройденного жизненного пути. В обоих исследуемых текстах перед нами поток встревоженного воспоминаниями сознания героев, окидывающих прощальным взором бренную землю и перелистывающих напоследок книгу своего бытия, в которой осталось несколько тихих страниц. В тексте Тургенева рефрен «как хороши, как свежи были розы» следует читать с различной интонацией, как бы передавая особенности разных голосов: первый раз – радость открытия юным сердцем поэзии и гармонии в мире, второй раз слышится грустный вздох умудренного опытом человека, третий раз ощущается трепетный восторг влюбленного, четвертый – веет смертью от прерывающегося кашлем старческого хрипа, пятый – будоражит свежая сила торжества новой юности, и наконец эхом отдаются звучащие откуда-то сверху слова о краткости людской жизни и бесконечной смене поколений. Получаются своеобразные тонально-смысловые качели, ассоциирующиеся с цикличностью бытия.(Выразительное чтение по цепочке разными учениками с элементами инсценирования.)У бунинского героя мысли о старости и даже смерти светлы, поскольку окрашены радостью свидания с Родиной. Здесь он был молод и влюблен полвека назад. Нет в живых его избранницы, родных, друзей, в знакомом доме живут чужие люди, но в самой атмосфере разлита бодрящая сила: тут иначе, чем на чужбине, светит «невысокая зеленая звезда, лучистая, как та, прежняя». Герой будто удостоился свидания с вечностью, потому смотрит на мир глазами философа и воспринимает действительность как тонкий лирик. Природа видится ему причудливыми узорами теней, которые меняют свои очертания, но не исчезают. А человеческое сердце – чаша. Переполнится она жизненными впечатлениями – окаменеет тело и станет покоиться у кладбищенской стены, но выплеснувшаяся душа улетит к небесным самоцветам…2. Жизнь и смертьЭто ключевые мотивы двух анализируемых лирико-философских шедевров.В «Позднем часе» больше жизни: здесь шире пространственные рамки, ощущается движение (герой идет по городу юности и словно заново переживает все былое: когда-то он входил в ворота гимназии, бродил по городу с любимой, пробирался к ней в сад, «имел полную свободу разъезжать куда угодно», потом бывал и на Суэцком канале, и на Ниле, и на мостах Сены, но протекла жизнь, он вернулся в родные места, чтобы «уйти навсегда»). Тургеневская миниатюра создает эффект сжатости пространства: «Я сижу, забившись в угол». В темноте слышатся глухие скрипучие звуки приближения смерти и витают воспоминания, отпугивая зловещий взмах косы. Оба текста отражают последнюю яркую вспышку памяти, прокручивается киносъемка былого героев, у которых «все умерли» и последняя свеча догорает.3. ЛюбовьИ все-таки читателю передается уверенность писателей в том, что любовь дороже жизни и сильнее смерти. В юности это чувство заставляет чаще биться сердце, а в «поздний час» заполняет все рамки мер и времени вечным очарованием светлой памяти. Оба текста – это художественно-философские исследования человеческой души в момент волнительного напряжения при подведении итогов пройденного пути. И Тургенев, и Бунин элегичны в рассуждениях о циклах земного бытия и необычайно лиричны, говоря о любви как движущей силе жизни.Прим. ред. Приложения 1 и 3 опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/812 ​Наталья ГОЛОВКО, учитель русского языка и литературы средней школы №1 станицы Кущевской Краснодарского края, учитель года Кубани-2013

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте