search
main
0

Вся жизнь ≈ игра!

Обучение в игровой форме ≈ одно из модных веяний последнего времени (в лучшем смысле этого слова). Появился даже специальный термин, характеризующий совместную деятельность детей между собой, а также детей и педагога ≈ так называемая интерактивная форма образования. Поскольку данные взаимоотношения являются глубоко экологическими по своей сути, то нам вдвойне приятно, что в свет вышла целая книга, посвященная ролевым играм как средству воспитания экологического сознания школьников. (“Ролевые игры по экологии.”, М., “Устойчивый мир”, 2000, Библиотека журнала “Экология и жизнь”).
В ней собраны сценарии экологических спектаклей, ток-шоу, тексты для экологических бесед, тематические кроссворды для закрепления конкретных тем, блиц-викторины для школьных олимпиад и много другой полезной информации. Уже только это перечисление должно привлечь живой интерес не только любителей природы и биологов-предметников, но и школьных организаторов, классных руководителей для подготовки вечеров, месячников, а также выпуска стенгазет и проведения радиопередач.
Предоставляемый материал не взят с потолка ≈ в Башкортостане, где работают авторы, сценарии были неоднократно апробированы в школах и на станциях юных натуралистов. И опыт показал, что экологический материал при таких интерактивных внеклассных мероприятиях ученики усваивают даже лучше, чем на уроке.
Примечательно, что авторы специально заострили внимание на отличиях представляемых форм ролевых игр друг от друга и об их месте в учебном процессе. Ток-шоу несут основную экологическую информацию, здесь особенно велика роль ведущего, организующего работу “зала” и “экспертов”, поэтому такая форма работы несколько сложнее, чем спектакль. Зато в спектакле совершенно необходимо, чтобы каждое действующее лицо не просто отлично знало свою роль, но и выполняло ее с артистизмом ≈ для усиления эффекта.
Кроссворды в конце отдельных тем довольно успешно помогают возобновить в памяти основные ключевые термины и понятия. Закрепление, таким образом, проходит естественным путем, через “зарядку для ума”. Только вот не совсем хорошо использован сам принцип кроссворда: проверку слов путем их многократного перекрещивания друг с другом. Например, встречаются термины из 16 ≈ 18 букв, которые проверяются лишь в одном месте.
Предложенные сценарии очень легки для восприятия, читаются, как художественная литература. Иногда, правда, возникает беспокойство: смогут ли дети выучить такие огромные роли, в которых излагать что-либо “близко к тексту” недопустимо, не научно. Но кто его знает, возможно, я просто недооцениваю наших школьников. Потому что если возникает интерес к предмету (а здесь он действительно возникает!), то запоминание информации никогда не превратится в бессмысленное зазубривание. В этом и состоит основное, главное, на мой взгляд, достоинство этой формы работы ≈ воздействие на эмоциональную сферу ребенка. И через положительные эмоции ≈ к познанию экологии.
Но во всем есть свои переборы. Нетрудно представить, что одна и та же форма деятельности может довольно скоро надоесть, если ею злоупотреблять. Поэтому кажется странным подряд шесть (!) заседаний Клуба цивилизованных растений, где изо дня в день решается, какой вид имеет право на существование в XXI веке, а какой – нет, и чья роль в природе и жизни человека больше.
К очевидным перегибам можно отнести и чрезмерную вольность, слишком уж простецкую легкость в изложении материала для экологических бесед. Это граничит с вульгаризацией науки как таковой, чтобы не сказать больше ≈ ее примитивизацией. Фраза “…дятлы добывают червяков из-под коры” вряд ли встретит понимание у энтомологов и орнитологов. А опрометчивое утверждение одного эколога, что ветер способен перенести пыльцу растений “всего на несколько метров” может вызвать недоумение у ботаников, поскольку ошибка здесь фактически в 5-6 порядков. Что скажет профессионал-зоолог, прочитав экологическую интерпретацию русской пословицы ≈ “на то и щука, чтобы карась не болел”? Книга предназначена в качестве пособия для учителей. Поэтому стиль изложения не совсем подходит для нее.
Когда учитель говорит, что ольха для молодой ели является няней, и в этом ее роль, он формирует неправильное экологическое представление о роли организмов в природе ≈ в духе ламарковской целесообразности и высшего предназначения. Когда в качестве меры по очищению городской почвы от тяжелых металлов предлагается выросшую на ней траву вывозить и захоранивать в ближайших оврагах, не напоминает ли это заметание мусора с ковра под ковер?
Если учесть отдельные недостатки, то в целом получилoсь довольно интересное пособие. Его с успехом могут использовать в своей работе все заинтересованные педагоги. Нам очень интересно ваше мнение относительно предложенной литературы и опыта ее применения. Пишите нам!
Константин ГИДАТОДОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте