Обязателен или возможен управляющий совет в школе и каковы перспективы его развития, в частности, в образовательных организациях Санкт-Петербурга? На эту тему рассуждали эксперты в рамках круглого стола, организованного кафедрой управления и экономики образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования при поддержке методического объединения руководителей городских школ.
Начиная дискуссию, президент Национальной ассоциации взаимодействия управляющих советов образовательных организаций, член Коллегии Министерства просвещения РФ Андрей Алферов заметил, что, как показывает практика, управсовет является одним из самых эффективных коллегиальных органов государственно-общественного управления. Основной целью его деятельности можно назвать формирование эффективной образовательной среды. Управсоветы работают уже во многих образовательных организациях России, успешность их работы отмечают в Москве, Саратове, Орле, Иркутске, на Камчатке. Управсовет, по словам Андрея Алферова, – мощный ресурс развития и серьезный социальный партнер для школы. В отличие от других моделей коллегиальных органов управления он обеспечивает баланс государственного и общественного участия в деятельности школы. Сегодня нужен обмен опытом работы управсоветов, масштабирование проверенных практик.
Если говорить о Петербурге, то, по мнению профессора кафедры управления и экономики образования СПб АППО Виктора Виноградова, здесь уже сложилась система государственно-общественного управления, построенная на принципах единоначалия и коллегиальности. Такая система действует в регионе с 2012 года, однако понятно, что и в ней назрели изменения. Поэтому в СПб АППО предложили методологическим основанием развития государственно-общественного характера управления считать не управление образовательной организацией, а управление качеством образования. До сих пор система ГОУ развивалась как система управления школами, что иногда создает конфликтные ситуации между социальными партнерами, приводит к рассогласованию деятельности самых разных участников управления. Предложение же управлять качеством образования в рамках ГОУО (государственно-общественное управление образованием) позволит объединять участников образовательного процесса и социальных партнеров.
Вместе с этим, однако, возникает ряд новых вопросов и предложений. Например, в школах может быть расширена вариативность коллегиальных органов управления и самоуправления. Во многих организациях существует компактная система управления, которая заключается в деятельности руководителя и нескольких органов общественного управления, например общего собрания, органа ученического самоуправления и т. д. Если качество образования становится приоритетом, то появляется много разных групп, которые отвечают за свои интересы в образовательном процессе, например группа родителей, представляющих интересы детей-инофонов, детей с ОВЗ. Каждая из групп может отражать разные специфические интересы, но главное, чтобы их деятельность не противоречила друг другу, а работала на результат.
При создании различных коллегиальных органов управления и самоуправления, их расширении, появлении у них дополнительных функций необходимо сделать их работу более компетентной в части управления качеством образования. Поэтому в СПб АППО считают, что система государственно-общественного управления образованием может стать школой обучения участников образовательных отношений определенным компетенциям. Люди будут приходить в школу не как в закрытую организацию, а как в место, где родители и социальные партнеры всегда могут оказать помощь ребенку для получения им качественного образования.
Действительно, по мнению доцента кафедры педагогики и андрагогики СПб АППО Олега Эрлиха, ГОУО способно стать школой воспитания родительской общественности. Неинформированный и непросвещенный родитель, вместо того чтобы быть эффективным участником управления школой, может стать разрушительной силой. Поэтому необходимо сделать так, чтобы сила родительской общественности была не стихийной, а созидательной. Безусловно, родители имеют право примерить на себя все аспекты образовательных отношений и принять в них участие. Но возникает вопрос: готовы ли родители стать компетентными участниками этих отношений? Как сообщил Олег Эрлих, увы, пока нет. Сегодня, как правило, наблюдается стихийная и деструктивная родительская активность, особенно в части жалоб в адрес педагогов!
Как пояснил Олег Эрлих, два основных показателя вовлеченности родителей в государственно-общественное управление образованием – это массовость и уровень родительской компетентности в образовательном процессе. Неподготовленный родитель вряд ли сможет быть эффективным участником управсовета, поэтому необходимы четкое информирование, просвещение и обучение родителей относительно процесса обучения, вовлечение их в образовательные практики. А для этого нужно разъяснить, какие форматы образовательных практик вообще существуют. Также важны нормально функционирующий сайт образовательной организации, постоянное обучение педагогов, наличие мониторинга современных родителей, отдельной системы регламентов локальных актов, опыт решения конфликтных ситуаций, тренинги, кейсы и т. д. На основе этих компетенций и возможно создание управсоветов, участниками которых станут информированные и адекватные родители.
Директор школы №292 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, эксперт Комитета по образованию Санкт-Петербурга по государственно-общественному управлению Мария Пятышева уверена, что управление качеством образования – это смысл ГОУО. Управсовет может влиять на качество результатов образования, на функционирование образовательного процесса, на созданные в школе условия, на имидж и престиж школы. Насколько в школе успешно развиваются эти направления, показывает то, насколько эффективно работает в том числе государственно-общественное управление образованием. Критерии эффективности органов ГОУО – представленность интересов всех групп участников образовательных отношений (если будет отсутствовать одна из категорий, то чьи-то интересы не будут учтены), нормативная оформленность, взаимодействие органов управления. Успешная деятельность управсоветов – это возможность осуществлять продуктивное взаимодействие, получение бесценного социального опыта, создание комфортной здоровьесберегающей среды в школе и т. д.
Конечно, как заметила Мария Пятышева, могут быть различные модели ГОУО, но результат должен быть один: не перекладывать ответственность за качество образования ребенка с себя на других, а участвовать в обеспечении высокого качества образования при совместной работе всех участников образовательных отношений и социальных партнеров.
Подытоживая работу в рамках круглого стола, заведующая кафедрой управления и экономики образования СПб АППО Татьяна Шаляпина подчеркнула, что возможной перспективой развития государственно-общественного управления образованием в системе образования Санкт-Петербурга может стать создание управляющих советов, однако это должно быть не одномоментным действием, а результатом длительной и кропотливой работы.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии