search
main
0

Вся власть -директору!

Вся власть -директору!

Богатство культурного наследия России хранит в себе старинный особняк у Никитских ворот. Именно здесь, в Фонде народных художественных промыслов Российской Федерации, представлены работы мастеров и ремесленников со всей страны.

Современные российские умельцы являются достойными продолжателями славных русских традиций народного искусства. “Золотые руки России”- под таким общим названием прошла серия выставок Фонда народных художественных промыслов РФ. Презентация одной из них – “Русская ностальгия” состоялась вчера в Леонтьевском переулке. Посвящена она современной тарусской вышивке и костюму.

Чувство праздника, охватывающее при посещении выставки, не случайно. Именно в августовские православные праздники: Ильин день, в Медовый, Холщовый, Яблочный спасы рядились в свои вышитые наряды в старину селяне. Эта одежда также считалась большим оберегом. “Праздник льна” – так охарактеризовали выставку ее устроители. Несмотря на льняную основу, древнейшую в мире, изделия выглядят необычайно легкими и изящными. Эффект ажурности тарусской вышивки позволяет создать старинная технология, основанная на традиции калужской цветной перевити. По техническим приемам исполнения узора она близка к тульской, смоленской, тверской, рязанской вышивкам, но тем не менее имеет свою необычайную красоту. Эта тема звучала во всех выступлениях организаторов и участников данной выставки.

Традиционные и современные изделия выполнены двумя методами. Первый – это “цветная перевить”, когда клеточка в ткани перевивается и образуется толстый столбик – получается цветная яркая объемная вышивка с классической цветовой гаммой красного, желтого, синего, зеленого в сочетании с льняной основой. Второй метод “белая строчка” – изделия изготавливаются тон в тон – по белой ткани белыми нитями, по серой – серыми.

По мнению конструктора моделей Тарусской фабрики вышивки Ольги Ефремкиной, большим спросом сейчас пользуется белая строчка, благодаря которой изделия выглядят очень нежно и более современно. Сохраняя традиционные элементы калужской перевити – узоры из старинного языческого прошлого древних славян, солярные знаки, птицы, кони, люди и геометрический орнамент, – художники и конструкторы фабрики стараются использовать новые элементы, появления которых требует современная мода.

Восхищаясь этими замечательными изделиями, нельзя не обратиться к истории создания старинной технологии перевити. В Тарусе – центре традиционной русской вышивки лишь немногие мастерицы владели секретами мастерства. До 1924-го вышивальный промысел в Тарусе не существовал. Возрождая местные традиции, группа энтузиастов во главе с художницей Маргаритой Гумилевской выбрала самую нарядную, самую декоративную вышивку. Великое дело возрождения перевити началось с создания в 1924 году тарусской артели вышивальщиц, состоящей из двух мастериц и двадцати учеников. Впоследствии артель превратилась в центр уникального производства, основанного на традициях калужской вышивки.

Сегодня Тарусская фабрика вышивки имени М.Н.Гумилевской насчитывает 110 работников, 40 из которых вышивальщицы-мастерицы. Это уникальные женщины, которые своими руками сохраняют народные традиции техники перевити. Секреты мастерства передаются умелицами молодым, начинающим вышивальщицам прямо на фабрике. И вместе с возрождением тарусской вышивки сохраняются русские исторические обряды с их традиционными аксессуарами – рушниками, полотенцами “хлеб-соль” и свадебными полотенцами.

Татьяна НАУМОВА

“Москва – Византия”: путешествие во времени

“Едем в Кремль…

Посмотрели соборы,

поклонились мощам-Святителям, приложились

ко всем иконам, помолились на гвоздь Христов, а он

за стеклом, к стеклышку только приложились…

И хрустальные кресты Корсунские посмотрели…”

Это – строки из книги Ивана Шмелева “Лето Господне”. Сегодня эти самые кресты и гвоздь можно увидеть на выставке, которая открылась в звоннице на Соборной площади в Кремле. Выставка так и называется – “Христианские реликвии Московского Кремля”. Продлится она до конца сентября.

Среди представленных реликвий – знаменитая икона Владимирской Божьей Матери, написанная Андреем Рублевым по благословению митрополита Киприана. Начало XV века было страшным временем для Руси. К ее границам приближались войска Тамерлана. Дать отпор бесчисленному врагу было невозможно. Оставалась одна надежда: в Москву из Владимира перенесли чудотворную икону Богоматери. Народ во главе с митрополитом Киприаном вышел встречать ее. По всему городу служили молебны, люди плакали и просили о спасении. Произошло чудо: Тамерлан, покоривший Азию, внезапно повернул назад. Вскоре после этого Андрей Рублев написал московский список с чудотворной Владимирской.

Экспозиция выставки составлена из икон, предметов декоративно-прикладного искусства, деревянных скульптур и священных реликвий. В небольшом помещении размещено более ста предметов. Одному из самых древних экспонатов – более десяти столетий. Это Влахернская икона Богородицы VII века, выполненная из легко плавящейся и ломающейся мастики. Образ пережил времена иконоборчества, разгром Византии крестоносцами, а затем турками, и только в XVII веке прибыл в Россию, где жизнь тоже не отличалась спокойствием. Такие иконы в мире наперечет. Но к самым древним экспонатам относятся, пожалуй, ризы Богоматери, частицы креста Господня, “гвоздь Христов”. Они – ровесники и символы христианства, 2000-летию которого посвящена выставка.

Все представленное в экспозиции хранилось когда-то в Кремле. Затем реликвии были переданы кремлевскому музею-заповеднику, Государственной Третьяковской галерее, Ярославскому художественному музею и Российскому государственному архиву древних актов.

Теперь эти экспонаты вновь вместе. Выставка представляет интерес не только для специалистов, туристов и паломников. Она интересна всем, кто желает знать свою историю. История России и Москвы здесь словно оживает. То, что доселе можно было встретить на страницах недоступных дорогих и редких книг, можно отныне увидеть своими глазами… всего за стоимость четырех поездок на метро.

Ольга ТРОФИМОВА

Танец летящих палаток

Крышка от спичечного коробка хорошо смотрелась на носу у Сергея Кириенко

Джамбори – слово индейское. В давние времена оно означало сбор всех племен после долгой войны или для принятия судьбоносного решения. Сегодня Джамбори – в первую очередь праздник, встреча друзей. Каждые три года в каком-либо месте собираются люди разного возраста, говорящие на разных языках или как минимум живущие в разных частях одной страны. Объединяет их одно – принадлежность к скаутскому движению.

Вот и на этот раз в огромный палаточный лагерь, в считанные часы выросший под Саратовом, съехались свыше трех тысяч скаутов не только со всех концов России, но и из ближнего и дальнего зарубежья. Как заметил, открывая третий российский Джамбори, губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков, на берегах Волги собрался весь глобус. Трудно не согласиться: Казахстан, Эстония, Югославия, Финляндия, Дания, Великобритания, США, Таиланд, Монголия, Австралия – далеко не полный список стран, откуда пожаловали гости.

Погода скаутов обычно не балует. Три года назад Джамбори проходил в окрестностях подмосковного Солнечногорска, совершенно не оправдавшего свое название, – лагерь все время заливал дождь. Не обошлось без сюрпризов и на сей раз – то изнуряющая жара, то шквальный ветер, уносящий в темноту палатки вместе со всем содержимым. Впрочем, взрослые – скаутские лидеры – по этому поводу отнюдь не унывали, скорее наоборот. Если палатку унесло, значит, ее жители схалтурили при обустройстве лагеря. А потому буря для скаута лучшая проверка и лучшее подтверждение тому, что все надо делать как положено. Стоит ли после этого удивляться, почему опытные скауты считают ураган самой джамборийской погодой?

Впрочем, и без бури на Джамбори скучать не пришлось бы. Чего стоил только конкурс кикимор, водяных и русалок на берегу Волги! А попробуйте нарисовать собственную палатку… левой ногой. У многих участников это получилось очень даже неплохо. А огромный плот, построенный из пластиковых бутылок, не затонул даже в шторм.

Скауты – большие мастера повеселиться. Под стать им оказались и посетившие Джамбори солидные чиновники – губернатор Саратовщины Дмитрий Аяцков и представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко. Глядя на них, облаченных в джамборийские галстуки и стоящих в строю, многие замечали: “Прямо как скауты”. “Почему – как? Мы и есть скауты”, – возражал губернатор. И не лукавил. Пару лет назад директор нынешнего Джамбори – руководитель областной скаутской организации (одной из самых сильных в Поволжье) и одновременно заместитель генерального директора Гостелерадиокомпании “Саратов” Павел Журавлев предложил Дмитрию Аяцкову пройти посвящение в скауты. Губернатор согласился и даже принял положенное каждому члену скаутской организации прозвище – Слон.

Высокие гости присутствовали при освящении деревянной часовни, построенной в честь покровителя русских скаутов Георгия Победоносца за время Джамбори самими участниками, а затем, к всеобщему удовольствию, поучаствовали в скаутских играх. На носы обоим представителям власти надели крышки от спичечных коробков, от которых им надлежало избавиться без помощи рук. Дмитрий Аяцков справился с заданием быстро – просто слегка потряс головой. А вот Сергею Кириенко пришлось немало потрудиться, снимая крышку посредством мимики. Однако это упражнение его нисколько не утомило – расправившись с крышкой, он решился блеснуть обязательными для каждого скаута спортивно-туристскими навыками. Рискуя лакированными ботинками, бывший премьер переправился через болото по веревочной трассе на глазах у всей честной публики.

Но на встрече с лидерами региональных скаутских делегаций губернатор области и представитель президента были вполне серьезны. Сергей Кириенко подчеркнул, что инициатива должна исходить в первую очередь снизу: “Если вам что-то мешает, готовьте предложения. Мы за вас этого не сделаем”. Дмитрий Аяцков посоветовал вести себя по отношению к власти агрессивно – иначе место под солнцем не отвоевать.

Руслан ЦАРЕВ

Фото автора

Саратов – Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте