Учителя Москвы уже не первый год принимают активное участие в проведении профсоюзных уроков. Наша школа не является исключением.
Профсоюзы являются составной частью гражданского общества. На сегодняшний день в России существуют и функционируют такие элементы гражданского общества, как политические партии, органы местного самоуправления, средства массовой информации, общественно-политические организации, различные экологические и правозащитные движения, этнические и конфессиональные общности, спортивные объединения, творческие, научные и культурные союзы. Таким образом, можно сказать, что формирование гражданского общества в Российской Федерации уже началось и делает свои первые шаги.Президент Российской Федерации В.В.Путин убежден в том, что «без зрелого гражданского общества невозможно эффективное решение насущных проблем людей… Только развитое гражданское общество может обеспечить незыблемость демократических свобод, гарантии прав человека и гражданина».Развитое гражданское общество… Почему это важно?Рубеж третьего тысячелетия, начало новой эры принесли человечеству такие потрясения и проблемы, которые до сих пор не волновали умы и чувства людей. По сути, это проблемы, накопленные всем ходом предшествующей истории, но приобретшие особенную актуальность в современный период.Поэтому сегодня мы чаще говорим об угрозах и вызовах. Эти слова звучат со страниц газет, в речах политиков, ученых, представителей средств массовой информации. Под вызовами и угрозами исследователи понимают совокупность проблем, обрушивающихся на людей в определенную эпоху и являющихся отличием этой эпохи. И от того, насколько успешно удается людям найти ответы на эти вызовы, зависит порой дальнейшее выживание человечества.Эти вызовы нельзя однозначно оценить ни как положительные, ни как отрицательные. Это то новое, неизведанное, которое сметает на своем пути старое, с неизбежностью ведет к смене устаревших общественных структур, стереотипов, ценностей, жизненных ориентиров. Серьезному испытанию подвергаются все традиционные отношения и нормы. И подчас именно это новое, неизвестное, то, чему нельзя научиться на опыте предков, пугает своей новизной.В настоящее время в России существуют серьезные вызовы, которым государство не способно противостоять в одиночку (терроризм, недостаточный уровень и темпы реформирования государственных институтов, высокий уровень бедности, медленные изменения в сознании населения). И лишь совместно с гражданским обществом государство может противостоять этим вызовам. Гражданское общество должно стать помощником государства в решении данных проблем. Одним из важнейших общественных институтов современной России являются профессиональные союзы.Нужно сказать, что гражданское общество начинается с развитого самосознания, возвышающегося из индивидуальных начал личности. Развивать же их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к ответственной свободе и демократии. И лишь свободный человек сможет обеспечить рост экономики и процветание государства в целом.И немаловажную роль в формировании гражданского общества в современной России выполняет школа, ведь именно образовательные учреждения сегодня играют важнейшую роль в формировании личности и нравственном развитии человека, а значит, во многом влияют и на то, какие цели, ориентиры будут стоять перед будущим поколением. Ведь именно на школьном этапе социализации закладываются такие социально значимые качества, как ответственность, активная гражданская позиция, трудолюбие. Кроме формирования важнейших нравственных ценностей, образовательные учреждения выполняют такую важную функцию социализации, как знакомство с общественными институтами современной России. Для выполнения данной функции, в частности, распространенной является практика проведения специализированных уроков. На протяжении многих лет в школах Москвы проходят профсоюзные уроки, которые призваны повысить уровень правовых и экономических знаний школьников, осветить роль профсоюзов в современном обществе. В течение трех лет в начале учебного года я проводила профсоюзные уроки по темам: 2014 год – «Достойный труд в ХХI веке»; 2015-й – «Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних»; 2016-й – «Российские профсоюзы: история и современность». В 2014 году урок проходил в выпускном классе, возраст учащихся – 18-20 лет, большинство учащихся прекрасно понимали, что такое профсоюз. В 2016 году профсоюзный урок проводился в 9-м классе, возраст учащихся – 14-16 лет. Учащиеся не владели информацией, что такое профсоюз и какова его роль, поэтому было важно показать учащимся, что дает нам профсоюз. Функции профсоюза были показаны на примере анализа фрагмента сказки «Золушка». Просмотрев фрагменты фильма, показывающие нарушения прав несовершеннолетней Золушки и отбросив вариант помощи доброй феи в решении трудового спора, приходим к выводу, почему в профсоюзе быть выгодно.В профсоюзе выгодно быть, потому что профсоюз – это орган, выступающий от имени работника. Есть профсоюз – есть коллективный договор, есть возможность контролировать соблюдение прав и гарантий работников, есть возможность защиты социальных гарантий в реализации права на труд, есть возможность получить помощь и поддержку коллег, есть возможность получать бесплатную юридическую помощь, обращаться с жалобами и заявлениями по всем вопросам, касающимся защиты прав работников. Профсоюз сегодня единственная общественная организация, имеющая законодательные права на деле представлять интересы и защищать права работников. Являясь членом профсоюза, вы становитесь участником организационного рабочего движения. Участвуя в коллективных действиях профсоюза, вы сможете влиять на ситуацию у себя в коллективе, в отрасли, в регионе, в стране и тем самым добьетесь улучшения своего положения. Проводя уроки, я хотела, чтобы дети узнали, что дает нам профсоюз. Урок был аккредитован как открытый городской. Поэтому на нем присутствовали представители профсоюзных организаций города Москвы. В конце урока, подводя итог, выступила Наталья Ивановна Шулейкина, председатель территориальной профсоюзной организации работников народного образования САО, она рассказала ребятам о деятельности Профсоюза работников народного образования Северного округа города Москвы. Ребята с удивлением узнали, насколько богата событиями жизнь учителей – членов профсоюза.Наша школа принимает активное участие в этой жизни: учителя – члены профсоюза регулярно принимают участие в шествиях и митингах московских профсоюзов, участвуют в обсуждении коллективного договора, в профессиональных фестивалях и конкурсах, членам профсоюза оказывается реальная помощь в улучшении жилищных условий, члены профсоюза нашего образовательного учреждения регулярно имеют возможность получать путевки по льготным ценам и материальную помощь. Не забывает профсоюз и детей сотрудников, обеспечивая билетами на елку, путевками в лагеря. Профсоюз – это стабильность трудовых отношений.Благодаря именно таким урокам учащиеся нашей школы могут на практике увидеть тесное взаимодействие нашей образовательной организации и одного из важнейших общественных институтов современной России – профсоюза. Деятельность профсоюзов является наглядным примером становления в современной России гражданского общества.Гражданское общество – это такое состояние социума, при котором создаются условия для соблюдения прав и свобод, развития гражданской самодеятельности и политической активности, реального участия граждан в общественной жизни. Современное гражданское общество есть результат длительного исторического развития. Эта задача остается одной из важнейших на современном этапе реформирования российского общества. В этом смысле гражданское общество – тот социальный заказ и та идея, которые во многом определяют магистральный путь развития России.Ирина КУЛИКОВА, учитель истории и обществознания
Комментарии