search
main
0

Вся наша жизнь – задача. Математика для Вадима Кочагина – самый гуманитарный предмет

Почему у нас голова круглая, а не квадратная? Как бы вы ответили на этот вопрос? Учитель математики московской гимназии №1534 Вадим КОЧАГИН этому дает свое, математическое объяснение: «Очень просто: посмотрите на листву, животных. Все в природе пытается принять округлую форму, чтобы защититься. Математически доказано, что при наименьшей площади соприкосновения с агрессивной средой наибольший объем имеет именно шар».

Я никогда не думала, что человек настолько «математичен», что многое в его облике можно объяснить с точки зрения «царицы наук». Оказывается, если расставить пальцы, то угол между большим пальцем и мизинцем будет почти прямым, между большим и безымянным – около 600, большой и средний пальцы образуют угол почти в 450, а большой и указательный – почти в 300. Эти занимательные тайны открыл мне Вадим Кочагин.

Он родился в Ессентуках, в школьные годы разрывался между математикой, литературой и футболом. Но именно благодаря своему учителю математики Вадим понял, что сочинения пишет хуже, чем решает задачи. Амбиции золотого медалиста Вадима Кочагина рухнули уже на первом экзамене в Московский государственный педагогический университет: сдал на четверку – не решил текстовой задачи. Но поступил, жил в общежитии. До сих пор Вадим дружит с соседями по комнате. Один из них крестный отец сына Илюшки.

Самые яркие впечатления студенческих лет – 20 смен вожатым в детских лагерях, своеобразная школа общения с детьми разного возраста. Дальше магистратура, аспирантура, где Вадим встретил свою жену.

Первый в жизни урок Кочагин провел, будучи студентом 3-го курса, в московской гимназии №1514. «Это был 10-й гуманитарный класс. Мне хотелось спросить всех, каждому поставить отметку. Я был максималистом, слишком категоричным и принципиальным, не смог увлечь ребят и в итоге просто сбежал из школы», – вспоминает учитель, теперь уже с 12-летним стажем.

После того как прошел вертикаль с 5-го по 9-й класс в гимназии №1529, по выражению самого Вадима, жить стало легче. Но силу и величие математики он почувствовал в гимназии № 1534: «Цепкие, пытливые «матклассовцы» заставили забыть все, что могло отвлечь меня от уроков, математических боев, олимпиад, марафонов и конкурсов, – улыбается он. – Я сидел ночами, боялся, что дети спросят то, чего я не знаю». Непривычно слышать такое от учителя, обычно наоборот: каверзного вопроса боятся ученики.

На своих уроках Вадим Кочагин рассказывает ребятам о тех ученых, кто создавал математику. Говорит о том, как Николай Лобачевский, в 33 года ставший ректором Казанского университета, спас 540 человек от чумы, закрыв их в университете; о том, что Пифагор, чье имя переводится как «сын бога», попадал в рабство, женился только в 60 лет, но имел 8 детей; о том, что Эйлер последние 17 лет жизни был слепым. Это интересно и необычно. Не каждый учитель будет на уроке рассказывать о судьбах математиков, в лучшем случае можно услышать, как ученый делал открытие. А ребенку важно понять, что математику придумал не кто-то слишком умный от нечего делать, а реальные земные люди, в чьей жизни были и счастье, и горе, и любовь.

Задача учителя – не вдолбить знания в учеников, а увлечь их предметом. На своих уроках Кочагин предлагает ученикам смоделировать геометрическую фигуру. Многогранниками из проволоки, бумаги, трубочек, счетных палочек заставлен весь верх книжного шкафа. Во время нашей встречи Вадим постоянно доставал оттуда что-то интересное. Он уверен, что неуспешные в учебе дети руками делают удивительные вещи. Их вдохновляешь, и они начинают работать. Пусть ребенок поймет только азы, но зато он придет к этому сам. В качестве доказательства математик показал идеальную модель геометрической фигуры, на которой рукой десятиклассника написано: «КАчагину. ПравЕльный октаЕдр».

За годы работы в школе Вадим понял, что детям, какими бы они ни были – чересчур наглыми или слишком неуверенными, – важно быть хоть в чем-то компетентными.

Девиз математика: «Учить с любовью, обучать эмоционально, будить мысль учеников и не давать ей угаснуть». Но важен не только интерес, но и ясность. Вадим стремится, чтобы ученику было понятно, на какой веточке древа познания «царицы наук» он находится. В понимании учителя математика – это не разрозненные темы, а система, стиль мышления, фундамент нашей жизни, алгоритм преодоления трудностей. Действительно, ежедневно сталкиваясь с проблемами, мы взвешиваем условия, анализируем ситуацию и ищем правильный путь, истину. То есть решаем математическую задачу.

Именно поэтому Кочагин считает математику самым гуманитарным предметом среди негуманитарных в школе. Наверное, такое отношение к предмету и преподаванию помогло ему стать учителем года-2004 Юго-Западного округа Москвы. Кстати, свой конкурсный урок математик давал в той же гимназии №1514, где когда-то начинал свой учительский путь.

А сейчас в свои 32 Вадим – кандидат наук. Но ученикам он не только читает лекции по математике, но и учит жить, говорит, как правильно вести себя в чрезвычайной ситуации. Это не желание показать свою ученость. К сожалению, такие знания в жизни приходится применять. Математик рассказал, как три года назад он с учениками был на Кавказе. На хребте Церковный они увидели ребят, склонившихся над мальчиком лет десяти. Ему стало плохо, а руководители ушли вперед. На своих куртках московские школьники 5 километров несли вниз ребенка, у которого, как оказалось, был порок сердца. «При землетрясении самое безопасное место в классе – углы и дверной проем», – об этом тоже немаловажно знать ребятам.

Мы разговаривали в кабинете в недавно построенном корпусе гимназии №1534: новые парты, большие окна, широкая доска и голые стены. Единственное, что нарушало строгость класса, – маленький розовый мишка на зеркале. Что это: забыл кто-то из учеников или привет из детства? Нет, это напоминание о самом дорогом человечке, сыне Илюше. «Ученики на Новый год подарили для малыша, а я вот никак не донесу», – оправдывался Вадим.

Его сыну Илюше год и семь. Он главный учитель для папы. Нет, не математики, а простого человеческого терпения. «Очень сложно переключаться на маленького ребенка, – признался молодой отец. – В школе старшеклассникам я не привык объяснять дважды, а сыну раз скажешь – непонятно, два – непонятно. Я осознал, что нужно быть терпимее. Очень легко сказать: ты будешь делать это, потому что я делал то же самое. У детей своя собственная жизнь».

Сейчас все свободное время Вадим посвящает сыну. Они гуляют, прикасаются к деревьям, рассматривают листья, следят за птицами, кормят уток. А когда возвращаются с прогулки, слушают арии Лучано Паваротти, под которые малыш прекрасно засыпает.

Самый тяжелый день недели для Кочагина – понедельник, не потому, что начинаются трудовые будни, просто он сидит с сыном. Папа пишет конспекты, готовится к уроку – Илюша тянется за тетрадкой, за ручкой, требуя к себе внимания, а может, просто хочет помочь…

Иногда, по просьбе жены, Вадим берет в руки гитару. Маша тоже кандидат педагогических наук, доцент МГПУ. «Всегда говорят: ой, еще и жена учитель – это же невозможно! Но Машенька у меня спокойная, ласковая, терпеливая. Она дополняет меня, взрывного, эмоционального Водолея. У моего сына глаза Машины, а глаза – зеркало души. Мне очень хочется, что бы он был похож на маму и по характеру», – признается Кочагин.

Вадима и Машу объединил конкурс «Учитель года». Математик уверен, что у него была лучшая семейная команда: помогали Маша, ее родители, даже Илюша спал, когда папа работал.

Вадим убежден, что учитель должен быть счастливым. У каждого педагога свое счастье. Для Кочагина это красавица жена, очаровательный ребенок, прекрасные родители, которым он благодарен за то, что они отпустили его учиться в Москву, любимая работа. Чего не хватает? Во-первых, времени, чтобы научиться играть на пианино, сходить с женой в «Современник». Еще в студенческие годы Вадим посетил все театры Москвы, но любимым стал именно этот. Не хватает родных Ессентуков, тихой речки Ессентучек, где так приятно посидеть у костра.

Меня поразило в этом человеке простое, благожелательное отношение к миру, к людям. Его принцип: во всем идти от позитива, радоваться, что ребенок решил задачу, сделал небольшое открытие. Мы же часто ищем, чего не хватает в человеке.

Приятно беседовать со счастливым человеком, радостно становится на душе, получаешь заряд энергии, появляются силы, и хочется улыбаться, хочется жить! Согласитесь, добрые, искренние люди всегда притягивают к себе. Я уверена, что и ученики не забывают таких учителей. На столе Вадима я увидела большую открытку от бывших учениц: «Мы очень гордимся, что именно вы были нашим классным – суперским, потрясающим – руководителем. Спасибо за ваше отношение к нам. Наши женские сердца спокойны, потому что будет воспитан еще один настоящий мужчина – ваш сын Илюшка».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте