«Без музыки жизнь была бы ошибкой», – считал Фридрих Ницше. И с этим совершенно согласны в Государственном музыкально-педагогическом институте имени М.М.Ипполитова-Иванова, миссия которого прежде всего поддерживать высокий уровень российской исполнительной культуры. И с этой задачей Ипполитовка справляется на все 100! Да-да, знаменитому вузу, выросшему в Москве из народной музыкальной школы №4, уже 100 лет. Об истории уникальной образовательной организации и ее планах на будущее рассказывает «Учительской газете-Москва» и. о. ректора ГМПИ заслуженный деятель искусств РФ, профессор Валерий ВОРОНА.
– Валерий Иосифович, юбилейные мероприятия, посвященные такому грандиозному событию, как 100‑летие института, среди выпускников и педагогов которого так много знаковых имен, вошедших в летопись отечественной и мировой музыкальной культуры, привлекли широкое внимание общественности. Расскажите о них подробнее.
– Юбилей Ипполитовки – это далеко не частное дело нашего института. Давайте вернемся на сто лет назад. Еще не утихла Гражданская война, в стране разруха, вместе с тем происходят кардинальные изменения, перед страной ставятся новые задачи, начинается всеобуч, борьба с безграмотностью.
И в это тяжелейшее время основатель нашего учебного заведения, один из крупнейших музыкально-общественных деятелей, обладающий непререкаемым авторитетом, Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов, будучи в тот период первым выборным ректором Московской консерватории, активно занимается созидательной работой, преобразует и реформирует музыкальное образование, выстраивает новую стратегию его развития, направленную на приобщение широких слоев к высшим достижениям России в этой сфере. Он инициирует создание новых учебных заведений, разрабатывает специальные программы для детей, солдат, рабочих.
При поддержке Луначарского совершенствует структуру музыкальных учебных заведений и образовательные программы. Закладывает фундамент и основу отечественного музыкального образования, которое вскоре стало лучшим в мире и приобрело общемировое значение. В череде этих событий создание нашего учебного заведения, как и создание нашего ровесника – ВГИКа, стало одним из символов новых подходов государства к развитию отечественной культуры. Время доказало прозорливость Ипполитова-Иванова, мы и сегодня живем и работаем по той музыкально-образовательной системе, основы которой он заложил.
За 100 лет институт дал стране немало знаковых имен, которые стали олицетворением своей эпохи, вошли в каждый дом и стали всенародными любимцами. Поэтому празднование столетия института приобрело общероссийский и даже международный масштаб.
Юбилейные мероприятия открылись знаменательным событием – установкой памятника Михаилу Михайловичу Ипполитову-Иванову на Марксистской улице, рядом с нашим институтом. Памятник подарил нам наш большой друг – талантливый московский скульптор Айдын Зейналов. Сейчас эта скульптурная композиция стала новой достопримечательностью Москвы и Таганского района.
Юбилейный музыкальный марафон в честь столетия Ипполитовки открылся в Большом зале Московской консерватории грандиозным гала-концертом звезд мирового исполнительского искусства. Среди участников концерта один из его инициаторов, выдающийся скрипач и выпускник института по классу дирижирования Максим Венгеров, Юрий Башмет, Юрий Симонов, Борис Андрианов, Филипп Копачевский, Сергей Радченко.
В рамках концерта состоялось еще несколько знаменательных событий – IV церемония вручения первой в мире Международной премии в области музыкальной педагогики имени М.М.Ипполитова-Иванова, вручение выдающимся музыкантам общественных наград фонда «Русское исполнительское искусство» – медалей «За вклад в развитие музыкальной культуры», а также мантий почетных профессоров института, которые получили Максим Венгеров, Юрий Башмет и Рена Шерешевская, ныне она живет во Франции, а до этого много лет работала у нас, в Ипполитовке. Ее ученики Люка Дебарг и Александр Канторов произвели сенсацию на двух последних конкурсах имени Чайковского и приобрели мировую известность.
Несмотря на сложные условия, связанные с эпидемией коронавируса, нам удалось при поддержке Фонда президентских грантов и гранта Российского фонда культуры провести два всероссийских конкурса-фестиваля – имени М.М.Ипполитова-Иванова и «Золотые таланты России», которые охватили практически все направления музыкального исполнительства, все регионы России и прошли в разных городах нашей страны. Заключительные концерты конкурсов-фестивалей состоялись в московском концертном зале «Зарядье» и в Рахманиновском зале консерватории.
А вот заключительные мероприятия юбилейного музыкального марафона в связи с пандемией перенесены на 2021 и 2022 годы.
22 ноября 2021 года в Большом зале «Зарядья» состоится заключительный гала-концерт звезд мирового исполнительского искусства в разных жанрах. Среди участников выдающиеся выпускники института, наши друзья и партнеры.
Также в наших планах мировая премьера оперы М.М.Ипполитова-Иванова «Ася», которая пройдет в Большом зале Московской консерватории 21 февраля 2022 года. Музыкальный руководитель постановки – народный артист СССР, выдающийся дирижер, художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии, заведующий кафедрой дирижирования нашего института Юрий Иванович Симонов.
– Ипполитовка стремится шагать в ногу со временем, при этом всячески ратуя за сохранение лучших традиций прошлого. Не сложно ли совмещать эти два подчас диаметрально противоположных вектора в своей философии?
– Здесь нет противоречия. Современное исполнительское искусство – это веками откристаллизовавшаяся сфера, для изучения и постижения которой необходимо ежедневно начиная с раннего детского возраста пошагово двигаться по отработанным и апробированным методикам.
Этот процесс занимает почти 20 лет. Поэтому мы вынуждены быть консерваторами, главное для нас – сохранить сложившиеся традиции и методики, которые передаются на личностном уровне, из уст в уста. Без освоения этой школы не может сформироваться музыкант мирового уровня. У нас все музыкальные учебные заведения работают по единым разработанным стандартам и именно на это нацелены.
Вместе с тем нам нужны площадки для экспериментов, для апробирования новых авторских методик и анализа тенденций, которые возникают в мире, их изучения и дальнейшего внедрения в учебный процесс. Институт готов взять на себя эту миссию. К нам проявляют интерес многие родственные учебные заведения Европы, Америки, Китая, Японии и других стран. Но, к сожалению, материальная база пока не позволяет нам расширяться.
Перед нами остро стоит проблема реконструкции института, который, образно говоря, давно вырос из своей одежды и очень нуждается в увеличении учебных площадей, в собственном общежитии, современном концертном зале и обновлении инструментария.
По сути, учитывая, что русская исполнительская школа более 150 лет занимает лидирующие позиции и уже пустила свои корни во всем мире, мы считаем, что было бы целесообразно преобразовать наш институт в Международный музыкально-педагогический университет.
Мы уверены, что это чрезвычайно важно для сохранения конкурентных преимуществ России в данной сфере и расширения территории влияния отечественной культуры в мире.
– Второй год мы находимся в ситуации пандемии. Как ваше учебное заведение приспосабливается к новым обстоятельствам и, так сказать, вызовам времени?
– Да, человечество действительно столкнулось с грандиозной проблемой. И для ее решения необходимо мобилизовать все силы и ресурсы общества в целом и каждого человека в отдельности. Мы пытаемся противостоять этому как можем – и с медицинской точки зрения, и с образовательной. Как и все другие учебные заведения, мы были вынуждены задействовать в обучении онлайн-формат, чтобы не останавливать образовательный процесс, и это подвигло нас на новые инициативы.
Мы давно занимаемся поиском и селекцией новых талантов, юных дарований и осуществляем проекты, помогающие им совершенствоваться и выходить на международную арену. В новых условиях мы предприняли инициативу создания уникальной цифровой музыкально-образовательной платформы. Этой идеей увлекся Максим Венгеров и вложил собственные стартовые средства в ее создание. Новая платформа открывает совершенно необъятные возможности в развитии музыкального образования, она вызвала огромный интерес во всем мире.
Важной акцией в рамках концерта 22 ноября в «Зарядье» станет презентация платформы с участием ее создателя Максима Венгерова. Во время концерта будет установлен телемост, состоятся демонстрация возможностей новой платформы и мини-мастер-класс Максима Венгерова.
– Расскажите подробнее про этот проект музыкальной цифровой платформы и о ее возможностях.
– Платформа, которую разработала компания Максима Венгерова, вышла на новые параметры качества звучания и синхронизации движений и звука на расстоянии до 2000 км. Максим Венгеров продемонстрировал эти возможности, исполнив сложнейшую сонату Рихарда Штрауса вместе с пианистом, который находился в этот момент в другой стране.
Качество звука и ансамбля было идеальным. Это означает, что новая платформа позволит, например, дистанционно играть в ансамблях с учениками из глубинки России. Она снимает существующие барьеры, обеспечивая равный доступ любого талантливого музыканта к высшим достижениям музыкальной педагогики и исполнительского искусства в непосредственном контакте с лучшими исполнителями.
Мы считаем, что эта платформа поможет на конкурсной основе создать новую генерацию педагогов-музыкантов, которая сможет работать и приобщать к музыкальному образованию широкую аудиторию. Появится виртуальное пространство для музыкально одаренных детей и педагогов, предоставляющее им новые возможности творческого роста, совместного творческого общения, приобщения к опыту лидеров современного музыкального сообщества.
– Позволяет ли специфика музыкального вуза полноценно проводить учебный процесс на «удаленке»? Что мы теряем и что приобретаем при этом?
– Развитие онлайн-обучения не остановить. Поэтому нам не стоит его тормозить, наоборот, его нужно стимулировать. Мы же не считаем, что дистанционное обучение является альтернативой живому общению, мы его рассматриваем как дополнительную возможность, которая может принести только пользу.
Приведем такой пример. Сейчас государство повернулось лицом к культуре и многое делает для ее развития. Строятся культурные кластеры, музыкальные театры в Севастополе, Калининграде, Кемерове, Владивостоке, которые будут остро нуждаться в специалистах высокого класса.
В этом смысле новая музыкально-образовательная платформа может оказать неоценимую помощь: она даст возможность обучить на местах необходимых для этих кластеров специалистов, которые смогут, не выезжая из своего города в Москву или в другие учебные заведения (после чего они, как правило, не возвращаются в свой город), получить качественное музыкальное образование и дипломы ведущих музыкальных вузов.
Здесь может использоваться как онлайн-, так и офлайн-формат с применением опыта заочного обучения, когда педагог приезжает в регион на установочную сессию, проводит цикл занятий и дает задание на следующий семестр, но существенная разница в том, что занятия в течение этого семестра будут проходить не бесконтрольно, а в общении с педагогами при помощи цифровой платформы.
Мы благодарны Министерству культуры и лично Ольге Борисовне Любимовой, которая поддержала наше начинание. ГМПИ имени М.М.Ипполитова-Иванова определен Министерством как пилотная площадка по цифровизации музыкального образования. Мы привлекли к работе крупных специалистов – лидеров в этой области. Уверены, что при поддержке Министерства культуры и других заинтересованных министерств мы сможем успешно реализовать этот масштабный проект и открыть новые возможности для развития отечественной музыкальной культуры и образования.
Дмитрий ПАРНОВ
Комментарии