search
main
0

Встретить осень во всеоружии

Этот сезон театралы и киноманы запомнят надолго

Начало осени обещает быть бодрым, в этом уверил Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТа имени М.Горького. А Алексей Учитель, чьи недавние фильмы «Матильда» и «Цой» стали предметом серьезного обсуждения как среди ценителей авторского кино, так и простых зрителей, поведал, что в кино сложно всегда, но тем не менее оно уникально.
О планах МХАТа на грядущий сезон и о текущих проектах и творческих идеях Алексея Учителя рассказывает постоянный обозреватель «УГ» Александр Рязанцев.

 

Рвется в бой

«Мы должны продолжить разговор о том, кто мы, зачем мы здесь и для чего вообще существует театр. Мы будем заниматься сутевыми вопросами, а не бесконечным обсуждением перипетий нашего противостояния (речь идет о конфликте с Татьяной Дорониной. – Прим. ред.), не реакцией на ту кампанию, которая ведется против нас. МХАТ – это бренд, мы единственный живой и актуальный театр в Москве, который «качает» повестку, который ею занимается», – рассказал журналистам Эдуард Бояков на встрече, посвященной подготовке МХАТа имени М.Горького к 124‑му сезону. Он также отметил, что у МХАТа есть все возможности, для того чтобы нести свое слово в массы: в театр вернулись несколько актеров, покинувших его в связи с обострившимся конфликтом с Татьяной Дорониной, был продлен контракт с певицей Ольгой Бузовой, а также заметно обновился репертуар. «Наши спектакли посетили множество важных для нас людей, чье мнение может служить ориентиром. Но главное, что мы формируем репертуар, мы формируем труппу, и эти два параллельных процесса возводят новый МХАТ имени М.Горького – мощный театр с четкими духовными и общественными принципами, твердо стоящий на ногах, любимый зрителем, осуществляющий свою гуманитарную миссию», – подчеркнул Эдуард Бояков.

Эдуард БОЯКОВ обещает выстроить Москву будущего прямо в зрительном зале. Фото с сайта fotki.yandex.ru

Отметим, что новый театральный сезон обещает быть очень интересным. Так, в октябре состоится премьера спектакля «Розовое платье» по пьесе Натальи Мошиной, это будет вольное продолжение классической пьесы Антона Павловича Чехова «Три сестры». Кроме того, 23 октября можно будет посмотреть постановку «Пиноккио» по знаменитой книге итальянского писателя Карло Коллоди, в котором будут заняты артисты Большого театра. Также в работе находится очень неожиданный и интригующий спектакль по фантастическому роману Андрея Рубанова «Хлорофилия» о Москве будущего, полностью заросшей травой.

«Это будет огромный спектакль, невероятный по задачам. Фэнтези в театрах почти не ставят, это очень сложно технически. Но я абсолютно точно могу гарантировать впечатляющие декорации: мы выстроим Москву будущего прямо в зрительном зале», – признался Эдуард Бояков, выступающий автором инсценировки «Хлорофилии».

Также в 2021-2022 годах МХАТ планирует обратиться к европейской классике и поставить на сцене «Ромео и Джульетту» Уильяма Шекспира, «Скупого» Жана-Батиста Мольера, «Обручение» Мориса Метерлинка и «Песочного человека» Эрнста Теодора Амадея Гофмана, авторами либретто к которому выступают Михаил Шемякин, Ольга Погодина-Кузьмина и Эдуард Бояков. В одном ряду с европейскими авторами стоит и наш соотечественник Сергей Донатович Довлатов (см. о нем в этом номере, в рубрике «А вы читали?». – Прим. ред.), по сборнику рассказов которого («Чемодан») МХАТ планирует сделать спектакль.

Таким образом, МХАТ имени М.Горь­ко­го готовится встретить осень во всеоружии. Будем надеяться, что этот сезон московские театралы запомнят надолго.

 

«В кино должен быть азарт»

В последний день лета, 31 августа, исполнилось 70 лет российскому режиссеру и продюсеру Алексею Учителю. В связи с этим событием информационное агентство ТАСС организовало творческую встречу с Алексеем Ефимовичем, которая проходила в необычном, гибридном, формате: журналисты могли сами выбрать, поприсутствовать им лично или посмотреть мероприятие из дому благодаря онлайн-трансляции. Мне кажется, что такая встреча по-своему уникальна, так как она показала, что нас ждет в будущем, на мой взгляд, через несколько лет в подобном режиме будут проходить практически все деловые конференции и мероприятия.

Алексей УЧИТЕЛЬ считает, что кинематограф не только фабрика грез, но и кропотливый процесс. Фото с сайта fotki.yandex.ru

В ходе встречи с журналистами Алексей Учитель рассказал о текущих проектах и будущих творческих планах. Кроме того, режиссер с теплотой рассказал о всех сложностях и увлекательности продюсерской работы и мерах поддержки молодых режиссеров, которые осуществляет возглавляемая им киностудия «Рок». Кстати, 31 августа и она отпраздновала свой юбилей – 30 лет со дня основания.

Алексей Учитель поделился свежими новостями из мира кино: так, 23 февраля состоится премьера фильма «Пальмира» – истории о судьбе российских саперов в Сирии. Режиссером картины выступает Андрей Кравчук, автор российских блокбастеров «Адмиралъ», «Викинг», «Союз спасения». «Замечательный режиссер Андрей Кравчук заканчивает работу над очень масштабной, по-голливудски с большим размахом, но при этом очень человеческой историей, которая происходит в Сирии. Фильм называется «Пальмира». Картина выходит в прокат 23 февраля следующего года», – подчеркнул режиссер. Также он отметил, что фильмом заинтересовались иностранные дистрибьюторы, по словам режиссера, получилась антивоенная картина в хорошем смысле слова.

Кроме того, Алексей Учитель рассказал, что нас ждет выход не только нового блокбастера от Андрея Кравчука, но и совсем других лент. Так, в конце августа в Санкт-Петербурге начались съемки фильма Софьи Мелединой «Миттельмарш» про юного активиста Митю, защищающего архитектурное наследие Петербурга и волею судеб ставшего лидером протестного движения, а в начале сентября российские киноделы приступят к работе над лентой «Летучий корабль», основанной на знаменитом советском мультфильме. Также Алексей Учитель выразил надежду, что в скором времени займется разработкой нового российского детективного сериала «Плевако», посвященного знаменитому адвокату Федору Плевако, жившему во времена Российской империи.

Поведав о своих ближайших планах, Алексей Ефимович стал отвечать на вопросы журналистов. Мы не могли не воспользоваться этой возможностью и решили спросить юбиляра о его работах.

Вспомним хороший ранний фильм Учителя «Дневник его жены», посвященный жизни Ивана Алексеевича Бунина. А не желает ли режиссер вновь обратиться к русской литературе и снять фильм о нашем классике?

«Я всегда безумно хотел снять фильм о Чехове. Один английский автор написал о нем толстенную книгу, читаешь – и перед тобой как будто открывается совсем другой человек. Это так интересно! Я знаю, что и Никита Сергеевич Михалков собирался о Чехове кино снимать… Да, Чехов – это фигура международного уровня, его жизнь была бы интересна многим. Но пока это лишь планы. У нас, кстати, лежит потрясающий синопсис фильма о Пушкине, написанный Арифом Алиевым. Это очень необычный взгляд на жизнь классика! И если по такому сценарию снять фильм, то, естественно, многие перед просмотром будут говорить: «Мы хотим увидеть Пушкина благородным и положительным», а в итоге увидят совсем другое и будут нас критиковать. А ведь это самое интересное – разобраться, почему Пушкин так гениально сочинял, а при этом в его жизни происходили события, связанные далеко не только с дуэлью. Дуэль – это уже финал. К чему я все это говорю? К тому, что не надо делать благополучный байопик от А до Я, в котором будут показаны только приятные события. Ведь неприятные события тоже важны и интересны. Так можно понять, как рождались литературные произведения, которые мы любим», – сказал Учитель.

С литературой разобрались. Но ведь режиссера интересует не только русская классика, но еще и история. Свои недавние ленты – «Матильда» и «Цой» – он посвятил двум историческим эпохам: Российской империи времен Николая II и Советскому Союзу в годы взлета и гибели прекрасного музыканта Виктора Робертовича Цоя. Какой фильм было снять сложнее – про реалии XIX или XX века?

«В кино все сложно всегда. Чем оно уникально? Ведь у тебя есть столько-то съемочных дней – 30, 60, не важно, и в каждый из этих дней ты обязан снимать гениально. У тебя нет права на ошибку. Это страшная особенность, серьезная задача – настроить группу, чтобы она вкладывалась в общее дело, а не стояла в перерывах в сторонке, покуривая. Здесь важно не только исполнять, но и видеть. И если я вижу, что группа не заинтересована в съемке, то понимаю, что у нас ничего не получится. Потому настрой – это очень важно, ведь на нем держатся серьезные, масштабные сцены, например, в «Матильде», где в одном эпизоде было 2000 человек массовки, а съемки велись ночью, или в «Крае», где на протяжении девяти дней при температуре минус 25 градусов снимались 300 человек массовки. Это очень тяжело. Или, наоборот, был такой случай – встречаю как-то актеров массовки, спрашиваю: «Ребята, вы как, на работу?» Они мне в ответ: «Да, на работу, но мы не пойдем». – «А почему?» – «А мы на те деньги, что вы нам платите, медсправки покупаем». Так что кино – это удивительный допинг, если оно охватывает всех участников съемок – от актера массовки до режиссера. А что, если в съемоч­ную группу входит несколько сотен человек, как это было с «Матильдой»? А в «Цое», например, мы снимали гонку, Евгений Цыганов и Игорь Верник по-настоящему вели автобусы, и в какой-то момент они так увлеклись, что чуть не столкнулись и едва не произошла авария. Так что да, в кино должен быть азарт, чтобы все были заведены. Потому всегда возникают сложности, и в каждом фильме – свои», – ответил режиссер.

Таким образом, кинематограф – это не только фабрика грез, но и кропотливый процесс, в который должен быть полностью вовлечен не только ты, но и все коллеги. Ведь благодаря этой вовлеченности снимаются фильмы, которые не просто имеют успех, но и проникают в души зрителей, рассказывая именно те истории, что они хотят услышать. Такие фильмы способны как поднять наш кинематограф на более высокий уровень, так и достойно представить его на мировой арене, допустим, на премии «Оскар».

«Он («Оскар». – Прим. ред.) нужен не только мне, потому что кино делают огромное количество людей, и когда фильм получает эту статуэтку, то это не только моя награда. Это и престиж страны, мы же хотим выигрывать Олимпиаду. Это высшее достижение», – признался Алексей Учитель. Будем надеяться, что благодаря труду наших режиссеров и продюсеров Россия будет активнее принимать участие в киносоревнованиях и представлять фильмы, которые понравятся зрителям во всем мире. А у нас таких фильмов много! Самое главное – дать любому желающему возможность их посмотреть.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте