Есть еще в Москве островки, куда приходят люди, причисляемые к узкому слою русской интеллигенции. Они не только приходят, но и приезжают, перекрывая тысячи километров, с других концов планеты, ибо, даже родившись в других странах, сохраняют духовную связь с далекой родиной. Это и потомки той первой бурной волны эмиграции, вызванной Гражданской войной и революцией, и те, кто оказался на чужбине во времена Второй мировой войны или в наказание за инакомыслие во времена советского застоя. А еще те 30 миллионов человек, кто стал иностранцем поневоле после распада СССР, оказавшись представителем русской диаспоры в бывших союзных республиках. Один из таких островков – Дом русского зарубежья имени А.И.Солженицына в Москве. Не случайно именно здесь уже в пятый раз проходит ежегодный Международный кинофестиваль «Русское зарубежье».
На фоне распиаренных мероприятий столицы этот кинофестиваль негромок и, наверное, не очень ярок. И что скрывать, представленные на нем фильмы далеко не равноценны по художественным достоинствам, объединенные, скорее, своим содержанием, основной темой: русский человек вне Отечества. Русский не в узко этническом значении слова, а в глубокой связи с взрастившей его культурой, языком. И тема эта раскрывается в произведениях разных жанров и стилей – от масштабных игровых полотен до камерных, почти интимных повествований, снятых в русле современного минимализма. И вот этой своей правдивостью, искренностью и теплотой интонаций фестиваль обретает особую значимость. И еще – бескорыстием, учитывая, что вход на просмотры свободный, а львиную долю лент составляет документальное кино – жанр, прямо скажем, не массовый, но необходимый тем, кто еще способен воспринимать кино как подлинное искусство, кто настроен на глубокое и вдумчивое отношение к сложным проблемам.Организаторы же – Дом русского зарубежья в лице его директора Виктора Москвина и киностудия «Русский путь», представленная главным режиссером Сергеем Зайцевым и продюсером Филиппом Кудряшовым, поддержанные в своем начинании различными государственными инстанциями, эти организации, хоть и небогатые, идут на траты, чтобы объединить российские диаспоры на исторической родине, рассказывая языком кино о судьбах соотечественников. И из года в год 7 ноября открывая свой кинофорум, вручают одну из главных своих наград – медаль имени Михаила Чехова – известным деятелям кино, среди которых были Джоанна Мерлин из Нью-Йорка (последняя прямая ученица Чехова, до сих пор преподающая технику актерского мастерства по его уникальному методу), народный артист СССР Владимир Этуш, народные артисты России Никита Михалков, Сергей Юрский и Николай Караченцов, лауреат Государственной премии СССР, знаменитый фронтовой кинооператор Владислав Микоша (посмертно), французская актриса Марина Влади, выдающийся итальянский драматург Тонино Гуэрра, актриса, лауреат премии «Оскар» Хелен Миррен и известный французский художник русского происхождения Кирилл Арнштам.Церемония открытия этого года началась с награждения выдающейся актрисы и певицы, чьим талантом восхищались лучшие музыкальные театры мира, – Галины Вишневской, которая сама, увы, приехать на встречу не смогла. Продолжилась представлением жюри, председателем которого в этом году стала Валентина Теличкина, организаторов и учредителей и показом двух документальных лент. Одна из них – «Русский Голливуд» Елизаветы Трусевич – включала фрагменты фильмов с участием знаменитых актеров, выходцев из России, покоривших просторы Америки, – Акима Тамирова и Ольги Успенской, Лили Кедровой и Аллы Назимовой, Юла Бриннера и Натали Вуд, Анны Штерн и, конечно же, великого Михаила Чехова. Вторая была посвящена Александру Ранкову, человеку, имя которого помнят сейчас немногие, но которому российский кинематограф обязан своим рождением. Человеку, заснявшему на кинопленку Николая II и Льва Толстого, события 1905 года и фронты Первой мировой, создателю первых игровых картин, но унесенному вихрями революции на чужбину и закончившему свои дни в безвестности и нищете.По-разному складывалась жизнь русских эмигрантов. Блистательная карьера Александра Алексеева – художника, аниматора, изобретателя уникального игольчатого экрана, известного всему миру, но не России, – тому пример. Его фильмы, снятые по произведениям Гоголя, Достоевского, Кафки, признаны шедеврами мирового искусства. 110-летие его рождения, выпавшее на этот год, отмечалось по всему миру, но на исторической родине его произведения видел лишь узкий круг специалистов. Кинофестиваль взял на себя благородную миссию – ознакомить нашу публику с фильмами великого мастера: в один из дней фестиваля прошел посвященный ему вечер воспоминаний, а также был показан фильм, рассказывающий о его творческом пути.Демонстрация документальных и игровых кинолент об отдельных людях и целых династиях, о простых смертных и носителях аристократических фамилий, о людях науки и литературы всех эмигрантских волн сопровождалась выставками и творческими встречами, в числе которых – вечер русского романса Ксении Мейснер, увезенной ребенком в Австралию и после долгой разлуки впервые встретившейся с родиной, разговор с канадским режиссером Александром Мариным и его коллегой из Германии Екатериной Еременко, встреча с сыном знаменитого авиаконструктора Игоря Сикорского музыкантом Николаем Сикорским, который приехал, чтобы представить фильм о своем отце. В общем, программа фестиваля была очень насыщенной и адресованной прежде всего тем, кто, как сказал президент фестиваля Сергей Зайцев, «несет Россию в своем сердце».
Комментарии