В Новгородской области в нынешнем учебном году стартовал интересный социально-образовательный историко-филологический проект. Его название – «Уникальное место России». Проект поддержан Министерством образования Новгородской области и РИПР – Региональным институтом профессионального развития. Основой проекта является изучение в пилотных общеобразовательных учреждениях в рамках внеурочной деятельности по ФГОС, внеклассного чтения по литературе и/или истории или в рамках воспитательной работы в 7‑11‑х классах художественно-исторического романа «Надя-сан из села Медведь». Автор романа – журналист «Учительской газеты» Светлана Потапова. Проект с международным участием в рамках русско-японского сотрудничества особенно актуален в продолжающийся сейчас перекрестный Год России и Японии.
Желтый дикарь и белый варвар- Роман основан на реальной истории существования в новгородском селе Медведь в 1904‑1905 годах, в Русско-японскую войну, единственного в Российской империи массового лагеря для 2500‑3000 японских военнопленных, – рассказала Светлана Потапова. – Эта тема оказалась по-человечески интересной. Япония была веками закрытым от внешнего мира государством. В селе Медведь, где проживали тысяча человек, в 1904 году произошла первая в истории встреча большого количества населения двух стран вне войны. Ничего не зная друг о друге, японцы и русские представляли у противника совершенно фантастическую внешность. Русская пресса того времени, например, описывала японцев как неразвитых дикарей, желтокожих карликов, а японские газеты писали, что русские варвары спят на земле и живьем поедают птиц. Жители села Медведь гуманно отнеслись к прибывшим пленным. Согласно Гаагской конвенции 1899 года военнопленные имели много прав, и японцы в Медведе свободно передвигались по селу и окрестностям, получали денежное содержание, делали покупки в магазинах, играли в гольф и бейсбол. В романе «Надя-сан из села Медведь» отражена реальная история симпатии, возникшей между медведской учительницей Надеждой Карповой и японским офицером Масакадзу Хигаки.Преподавателям истории роман «Надя-сан из села Медведь» может послужить дополнительным материалом, рассказывающим о причинах и основных событиях Русско-японской войны. В книге нашли отражение японский экономический прорыв эпохи Мэйдзи, сравнение реформ Японии и России конца ХIХ – начала ХХ века, поражение России в Русско-японской войне и причины первой русской революции 1905‑1907 годов. Научными консультантами романа стали Илья Хохлов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Новгородского государственного музея-заповедника (Россия), и Йосихико Мори, директор Токийского института русского языка (Япония).Иероглифы на камнеУчастники проекта «Уникальное место России» будут использовать созданные в собственных образовательных учреждениях программы и готовы поделиться наработками с коллегами из школ всех регионов. Интересной возможностью являются интегрированные занятия по литературе и истории, а также самостоятельные исследования детей по историческим фактам, упомянутым в романе. Выделены четыре направления проекта: литературное, историческое, исследовательская проектная деятельность детей, экскурсионная деятельность. Помощь в экскурсиях по селу Медведь будет оказывать Виктор Иванов, краевед, учитель Медведской школы. В Медведе создано при финансировании Японии памятное место русско-японской дружбы, сохранился памятник федерального значения – Аракчеевские казармы, где содержались японские пленные в 1904‑1905 годах, другие исторические объекты. Квест и толерантность- Наша гимназия первой из пилотных школ в рамках общего проекта «Уникальное место России» разработала собственный проект, содержательной основой которого стал роман «Надя-сан из села Медведь», – рассказала «Учительской газете» Ольга Цветкова, учитель русского языка и литературы гимназии «Гармония» Великого Новгорода.Проект гимназии «Гармония» называется «Встретились ветка сакуры и ветка березы». Его авторы – учителя русского языка и литературы высшей категории Ирина Александрова, Кристина Ермолаева, Елена Зюзина, Ольга Цветкова, участники проекта – учителя высшей категории Ольга Матвейчук и Наталья Самарова, педагог Евгения Спиридонова.Главная цель проекта – воспитание у школьников толерантного отношения к представителям других национальностей посредством сопоставления культурных традиций двух народов. В задачи проекта входит изучение малоизвестных исторических событий периода Русско-японской войны по тексту романа и документальным источникам, разработка методических материалов. Запланированы мероприятия с привлечением педагогов, родителей, библиотекарей.В рамках проекта гимназии «Гармония» выделены следующие направления деятельности: литературное, историческое, культурологическое, экскурсионное. Предполагается организация двух посещений села Медведь: на этапе запуска проекта дети 7‑11‑х классов и педагоги посетят мемориал русско-японской дружбы, а затем пройдут квест на данной территории. План реализации проекта включает также создание отзывов о книге, буктрейлеров, лепбуков, оформление карты села Медведь по результатам квеста, выполнение заданий классами по «дорожным картам». К таким заданиям относится сопоставление русских и японских культурных традиций по следующим направлениям: кухня, костюм, традиции, искусство, поэтические образы и символы в романе, история в романе, лагеря военнопленных во время Русско-японской войны.Основным ожидаемым результатом – эффектом проекта «Встретились ветка сакуры и ветка березы» является обогащение историко-культурного кругозора обучающихся как основы толерантного отношения к представителям другой национальности.
В гимназии также планируют инсталляцию «Встретились ветка сакуры и ветка березы», в которой будут систематизированы результаты работы детей по заданным направлениям.
Новгородская область
Комментарии