search
main
0

Встречи с Джокондой. Надо же кому-то сражаться с «Домом-2»!

Учебный класс, компьютеры, проектор – меняются кадры, звучит музыка, идет урок литературы. Причем проходит этот урок не в престижной городской гимназии, а в школе поселка Восходящий Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области. Однако в этой «обычной» школе вырастают неординарные учителя – такие, как победитель областного этапа конкурса «Учитель года-2008» Наталия КЛЕЩЕРОВА.

Выбора стать кем-то еще у Наталии Владимировны просто не было. Родилась она практически в школе: прямо с урока маму, учительницу химии, отправили в роддом, и жила маленькая Наташа там же, в школе: в лаборантской стояла коляска, пока ее мама Елизавета Григорьевна вела занятия. Отец, как и брат Наталии Александр, – учитель изобразительного искусства, второй брат Вячеслав преподает историю, тетушки – учителя истории и технологии. Сама Наташа выбрала филологию и по окончании вуза вернулась в мамину школу в качестве учителя русского языка и литературы…

Беседовать с преподавателем литературы можно бесконечно, особенно если сам к ней неравнодушен и готов часами обсуждать творчество Блока, Белого, Цветаевой, поэтому ради экономии времени Наталия Владимировна последовательно рассказала мне об основных составляющих своей работы.

Первое – дошкольное образование. В садике поселка открыто отделение раннего эстетического развития, где Наталия Владимировна ведет курс развития речи – учит малышей логике, умению строить речь и сочинять, ведет беседы по искусству. После садика дети приходят в школу, где по соседству, в другом крыле здания, находится школа искусств – ребята по желанию продолжают заниматься изо, музыкой, литературой.

Второе – научно-исследовательская работа. Наталия Владимировна приобщает детей к творчеству с первого класса. С теми, кто пришел к ней учиться после садика, они вместе сочиняют сказки, стихи. Тянутся ребята к научной работе и в старших классах, желающих столько, что приходится даже устанавливать очередь. Наталия Владимировна занимается с учениками модульным анализом лирического текста, в основе которого лежит теория декодирования: «Все эти анапесты и амфибрахии никому не пригодятся и не запомнятся. А ведь на экзаменах требуют проанализировать лирическое произведение… Мы же стихотворение ощущаем – трогаем, слушаем, рассматриваем… Таким образом, через эстетическое восприятие идем к анализу. Детям очень нравится – всегда интересно думать самому».

Третье, самое главное и любимое, – уроки. Сама Наталия Владимировна говорит, что русский язык для нее – это работа, учебный план, а вот литература – это «моя жизнь, мой смысл жизни, моя любовь». Как человек, живущий в XXI веке, она умеет пользоваться компьютером: дизайнерские, графические программы для нее не проблема. Поэтому на уроках литературы в Ленинуглевской школе дети слушают музыку, смотрят фильмы, презентации, созданные Наталией Владимировной. Особенно ей помогает видео- и звукоряд, когда она ведет беседы по искусству. Интегрированное искусство – предмет, который изучают ребята в 8-9-х классах, здесь объединены музыка, изо и литература. «Некоторые ученики впервые о Джоконде узнают на моих уроках, – говорит Наталия Клещерова. – Надо же кому-то сражаться с «Домом-2», вот мы за каждого ребенка и боремся. Не важно даже, что не все станут художниками, писателями, главное, чтобы вот здесь, в сердечке что-то осталось».

Любимые этапы в литературе для Наталии Владимировны – Серебряный век и наша так называемая советская литература – Распутин, Астафьев. «Раньше я больше любила классику, – признается учитель. – Но в ней много вопросов и мало ответов. А в современной литературе наоборот, и чаще всего ответы совпадают с тем, что у тебя в душе».

Школьный пресс-центр «Отражение» – четвертая сторона деятельности Наталии Владимировны. В состав редколлегии входят семеро учеников 8-10-х классов. Но направлять свои вопросы, статьи, заметки в одноименную с пресс-центром газету может любой школьник, учитель, поэтому рубрика «По вашим письмам» всегда актуальна и востребованна.

Конкурс не стал для Наталии неожиданностью. К участию в нем она готовилась в течение года. Помогал брат – художник, вместе они снимали фильм, делали выставку. Самый страшный день, по словам Наталии Владимировны, ей довелось пережить, когда объявили десятку финалистов: «Перед началом конкурса для нас проводили тренинг, все учителя хорошо узнали друг друга, и вдруг мы оказались по разные стороны: кто-то остался там, а ты здесь, ты финалист. Было тяжело». Трудно оказалось и вести урок в незнакомом классе, когда идет съемка, в кабинете сидят члены жюри, методисты. Наталия Владимировна говорит, что до сих пор не может выйти из стресса: «По ночам снятся уроки, я что-то защищаю…» Зато и награда победителю была достойной – автомобиль от губернатора Кемеровской области Амана Тулеева и премия от профсоюза в размере 100 тысяч рублей. Кстати, в Кузбассе щедрые подарки получают не только призеры конкурса, но и все, кто вошел в число финалистов.

– Наталия Владимировна, какие у вас планы?

– Пока надо отдохнуть. Скоро российский этап конкурса «Учитель года», я себе уже поставила задачу – выступить достойно. Так что скоро начну готовиться. А еще я обязательно буду защищать кандидатскую диссертацию, вот только найду время.

Кемеровская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте