Более 80% школ Оренбургской области расположены в сельской местности, почти 40% из них малокомплектные. Для обеспечения качественного образовательного процесса организован подвоз 9 тысяч учащихся из малых сел и деревень в базовые школы. На школьных маршрутах работает около 500 автобусов.
Наш разговор с начальником Управления образования Новосергиевского района Оренбургской области Натальей Владимировной СТАРОДУБЦЕВОЙ мы начали с того, как ее команда решает самые, казалось бы, неразрешимые проблемы.- Особенностью Оренбургской области, как и соседних аграрных территорий, является большая протяженность. Малые села расположены на весьма удаленных друг от друга расстояниях. У нас большая образовательная сеть, в ней 54 учреждения, в том числе дошкольного и дополнительного образования, из них половина малокомплектные. Именно в них в последние годы наблюдается кадровая проблема. Учителя опытные, приехавшие в свое время по распределению и работавшие там долгие годы, стареют, уходят на заслуженный отдых. Молодые педагоги не хотят ехать в бесперспективные, с их точки зрения, села, потому что мы не можем обеспечить их нагрузкой. Молодежи проще начинать карьеру в крупных образовательных учреждениях, там большие возможности как в финансовом плане (совсем другая нагрузка), так и в профессиональном. В результате во многих малокомплектных школах не хватает специалистов, преподающих целый ряд важных предметов: химиков, физиков, информатиков, учителей иностранного языка. Раньше вакансии мы закрывали условными специалистами. Сегодня это недопустимо, поэтому в этом году сто педагогов нашего района проходят обучение: 32 человека, работавших со средним педагогическим образованием, получают высшее образование, а 70 обучаются на 500-часовых заочных курсах по дополнительным специальностям. Это хорошо, но до конца это проблему не решает. Когда по всей стране началась реструктуризация сети образовательных учреждений, вызванная необходимостью оптимизации расходов и новыми требованиями к качеству образования, мы столкнулись с другой проблемой: из-за большой удаленности наших сел нам трудно организовать подвоз детей в базовые школы. Проблему расстояния усугубляют сложные погодные условия. Почти постоянно дуют ветра, дороги зимой заметает. Подвергать детей риску мы не хотим, да и не имеем на это права. С другой стороны, лишать их качественного образования мы тоже не должны. Поэтому мы пришли к тому, что легче и безопаснее доставлять в малокомплектные школы педагогов, чем возить детей в базовые учреждения. В рамках своей сети мы объединили несколько малых школ (3-4 школы) вокруг одной базовой кустовым способом, составили для каждого куста свое сетевое расписание, и теперь у нас все предметы ведут специалисты. Педагоги принимаются в школы как совместители и получают зарплату за отработанные часы. Кроме того, мы оплачиваем им расходы на проезд, а тем, кто пользуется своим личным транспортом (причем возит не только себя, но и коллег), доплачиваем за амортизацию. Сетевое расписание составлено именно так, чтобы учителя могли ездить вместе, в одно время отрабатывать часы и одновременно уезжать. Если в базовой школе есть свой мобильный транспорт, на котором можно доставлять учителей до малокомплектной школы, мы увеличиваем лимит на его содержание за счет муниципальных средств. Конечно, большие автобусы для перевозки двух-трех педагогов мы не используем, речь идет о легковом транспорте или «газелях». У нас есть и еще один вариант подвоза. В связи с тем что в ряде малокомплектных школ нет условий для горячего питания, оно туда доставляется из пищеблоков базовых школ. Подвоз питания мы практикуем уже второй год. Так что в некоторых школах мы постарались составить сетевое расписание таким образом, чтобы транспорт, на котором доставляют школьные завтраки и обеды, мог бы использоваться и для доставки педагогов.- Это здорово. Но как вы этого добились? Уговаривали учителей, материально их стимулировали или действовали жесткими административными методами? – Да, действительно, некоторые педагоги сразу согласились, а кого-то пришлось убеждать и уговаривать. – Мне представляется, что составить такое расписание весьма непросто. Кто работал над его составлением? Использовалась ли для этого какая-то автоматизированная компьютерная программа?- Нет, автоматизированной системой не пользовались. Эта программа разработана для большой школы со многими параллелями, поэтому в наших условиях ее использовать нельзя – слишком много параметров она должна учесть, это под силу только человеку, не машине. Притом в каждом отдельном кусте свои условия: у кого-то есть личный транспорт, где-то педагоги привязаны к автобусу с горячим питанием. В некоторых базовых школах одна параллель, где-то две. У всех все очень индивидуально. Разумеется, над составлением сетевого расписания пришлось много потрудиться. Мы работали все лето, с июня по август, до времени составления и утверждения тарификации и учебных планов. Вначале мы подготовили проект предстоящей большой работы, в июле провели со всеми школами собеседования, в ходе которых выяснили их видение будущего взаимодействия, учли все пожелания и имеющиеся возможности. В августе занимались составлением и утверждением документов, которыми школа пользуется в течение всего года (это учебные графики, тарификации и так далее). Собеседований пришлось провести много. Взаимодействие со всеми участниками проекта и согласование происходило на всех уровнях, начиная с методиста РМК и заместителя начальника управления, отвечающего за качество учебного процесса, заканчивая директорами школ и каждым конкретным учителем, которому предстояло стать «выездным». Каждый методист отсматривал свой блок, завучи отслеживали состыковку расписания. Директоров мы собирали не индивидуально, а группами, объединяя руководителей базовых и малокомплектных школ, которые к ним прикрепляются. С каждым учителем разговор шел конкретный и конструктивный. – В связи с этим не могу не поинтересоваться, каковы впечатления от реализации проекта у вас лично, у учителей, родителей и детей? Ведь все в конечном счете делалось для них. – Да, период апробации прошел, за это время мы уже изучили резонанс по многим школам и можем сделать вывод, что плюсов значительно больше, чем минусов. Родители и дети очень довольны. Предметы теперь ведутся на должном уровне, о чем многие мечтали. У старшеклассников появилась возможность подготовиться к ЕГЭ по выбору прямо в школе, родителям тоже облегчение – не нужно искать репетиторов, возить детей за несколько километров. Директора довольны. Но, как обычно, самым уязвимым звеном в цепи оказались некоторые учителя. Единичные жалобы поступают. Не на детей, а на дорожные или погодные условия. Нам есть над чем работать в плане совершенствования технических условий подвоза. – Как вы будете решать проблему третьего обязательного ЕГЭ по английскому языку? Мне известно, что для многих территорий это очень серьезная проблема, и управленцы заранее обеспокоены ее решением. – Да, конечно, и для нас это проблема. Мы уже провели анализ имеющихся у нас ресурсов – протестировали педагогов, имеющих специальность «учитель иностранного языка», изучили уровень преподавания языка в каждой школе, выявили зоны риска, часть педагогов уже направили на курсы. Также будем составлять сетевое расписание, чтобы сильные, опытные педагоги могли давать знания не только в своих школах. Кроме того, будем активно внедрять дистанционное обучение. Особенно в тех селах, которые очень удалены и куда сложно ездить. Пока у нас оно апробируется, пока мы зарегистрировали в скайпе десять человек, получающих уроки иностранного языка дистанционно. Есть некоторые технические сложности, мы постараемся их как можно скорее преодолеть. Дистанционное образование будем развивать, оно особенно результативно в небольших классах-комплектах, где пять-шесть человек, это позволяет строить работу практически по индивидуальным образовательным маршрутам. И конечно, мы будем вплотную заниматься кадрами. Нужны учителя, которые справятся с современными требованиями и подготовят детей на должном уровне. – А право на дополнительное образование? Имеют ли к нему доступ юные жители малых сел?- У нас в Новосергиевке великолепный районный Центр дополнительного образования, детско-юношеская спортивная школа с множеством отделений и филиалов, есть Ледовый дворец, где по выходным открыто бесплатное катание, два волейбольных зала, теннисные корты, строится бассейн. Возможностей для занятий подросткам и детям, живущим в райцентре и близлежащих к нему селах, более чем достаточно. Для жителей удаленных сел это проблема, которую мы решаем вместе с родительской общественностью и муниципалитетами. Конечно, почти во всех малых школах у нас есть филиалы ДЮСШ, кроме того, педагоги-предметники, имеющие дополнительные навыки, ведут кружки, развивая те или иные спортивные, познавательные или творческие направления. Буквально на днях мы ездили в село, расположенное от Новосергиевки за 90 километров, собирали всех родителей и педагогов и решали, как организовать доставку детей до спортивных залов и районного Центра дополнительного образования. Решили, что два раза в неделю их будет возить автобус вместе с родителями и педагогами. Я думаю, что наши дети не будут чувствовать себя обделенными.
Комментарии