«Нужна новая педагогика, которая отличалась бы от прежней тем, что делает упор на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителя и детей. Ее можно назвать педагогикой сотрудничества», – возвестили миру 25 лет назад несколько смельчаков, которых тут же окрестили педагогами-новаторами. Четверть века назад, 10 октября 1986 года, «Учительская газета» опубликовала тезисы, которые родились в результате встречи в Переделкино учителей-экспериментаторов и потрясли закосневший педагогический мир.В преддверии этой даты мы не могли не вспомнить об участниках той необыкновенной встречи. Кто-то из них, увы, уже ушел от нас, кто-то растворился в безвестности, но многие из них, к счастью, еще бодры и в свои 60, а то и 80 лет продолжают зажигать звезды. Лысенкова, Шаталов, Ильин, Волков, Щетинин, Никитины, Амонашвили – все они очень разные, но каждый яркая личность. Их объединяло очень многое, что, очевидно, никогда не будет присуще всем, – огромная смелость быть самими собой, любовь к детям, творческий подход ко всему, радость от преодоления трудностей, одержимость и самосжигание на костре собственных идей. А еще они воплотили завет одного из Учителей человечества – «будьте как дети» – и считали это своей профессиональной силой, а не слабостью. «Только сохраняя в себе некоторую детскость, детское самолюбие, ранимость, способность к воодушевлению, тонкость чувств, можно понять ребенка, почувствовать детей, принимать каждого мальчика, каждую девочку как личность», – говорили они. Давайте не будем забывать о них!
Опережая времяСофья ЛЫСЕНКОВА, учитель начальных классов
Маргарита КУРГАНОВА
Учить сердцем
Анна ХРУСТАЛЕВА
Эксперимент продолжается
Татьяна ЕФЛАЕВА
Литература как практическое человековедение
Татьяна ИВАНОВА
Каждому ребенку – творческую книжку
Под крышей дома своего
Один за всех и все за одного
Манифест любви к детям
Татьяна НАДТОЧИЙ, учитель
Комментарии