search
main
0

Встреча с президентом: о чем «забыли» сказать 5 октября

Президент России Владимир Путин 5 октября провел видеовстречу с призерами Всероссийского конкурса «Учитель года»-2022 и участниками телешоу «Классная тема!». Одной из главных тем встречи стало развитие единого образовательного пространства. Глава государства подчеркнул, что нужно «укреплять суверенную национальную систему образования», «исключить любые попытки навязать детям чуждые ценности». Как напомнил президент, со следующего учебного года в школах на всей территории страны, включая новые регионы, будут введены единые обязательные подходы к организации воспитательной работы с подрастающим поколением, а также к преподаванию общественно значимых предметов. Учитель года России-2022 Дмитрий Лутовинов предложил включить финалистов конкурса в состав экспертных групп, которые будут работать над едиными учебниками.

В ходе диалога обсудили помощь образовательным учреждениям Донбасса, повышение квалификации советников директоров по воспитанию, проект «Разговоры о важном», снижение отчетности педагогов и развитие информационной системы «Моя школа», оснащение школ новым оборудованием, организацию просветительских поездок для школьников в города-герои в рамках Российского движения детей и молодежи.

О том, какие актуальные вопросы образования остались за рамками встречи, размышляют наши эксперты и читатели.

 

Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:

– Когда речь заходит о школьном образовании, практически невозможно выделить, что актуально, а что нет. Поскольку ни один школьный вопрос нельзя решить раз и навсегда. Постоянно будут требовать обновления содержание образования, педагогические технологии, инфраструктура и материальное обеспечение. Так или иначе эти вопросы были затронуты на встрече. На мой взгляд, всегда актуален также вопрос профессионального развития педагогов. Согласно нашим опросам 93% учителей хотят изучать новые технологии и методики, потому что чувствуют, что им есть куда расти. В научных знаниях заинтересованы 87% педагогов. Четверо из десяти не чувствуют, что используемые ими методики эффективны для решения текущих задач, 28% не устраивают возможности повышения квалификации, 38% – возможности подтвердить профессиональный уровень.

В прошлом году СПК в сфере образования сумел выявить и закрепить несколько подуровней квалификации учителя в зависимости от сложности решаемых задач. На основе этого принципа актуализируется профстандарт «Педагог общего образования». Его уровневая структура станет навигатором профессионального роста. Квалификация будет определяться по итогам профэкзамена в формате независимой оценки. Вместе с результатами экзамена соискатель получит рекомендации по дальнейшему профессиональному развитию, а в перспективе – свой уникальный компетентностный профиль, который полезен и ему, и работодателю.

Независимая оценка квалификации будет доступна как для работающих педагогов, так и для студентов. В этом году мы опробовали совмещение государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации для студентов вузов и колледжей. Наибольшие затруднения вызвали вопросы про суть деятельностного подхода, развитие детей с ОВЗ, нормативные документы. Дальнейшее развитие формата совмещения ГИА-НОК приведет к регулярному обновлению образовательных программ, а оно в свою очередь – к повышению качества образования.

 

Иван ХЕОРХЕ, учитель истории и обществознания Гатчинской гимназии имени К.Д.Ушинского, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2020, победитель Всероссийского конкурса «Учитель будущего»-2021, Ленинградская область:

– За рамками разговора осталась как минимум одна важная проблема. Речь идет о безопасности в школе, защите наших детей и учителей. События в Ижевске показали, что необходимы серьезные изменения в этом вопросе. С одной стороны, это профилактическая работа, направленная на выявление и предупреждение подобных ситуаций. С другой – повышение безопасности самого учебного заведения. Очевидно, что пожилая женщина или мужчина пенсионного возраста, которые чаще всего выполняют роль охранника на входе в школу, не смогут что-то противопоставить вооруженному человеку. Необходимо выделять средства на более надежную охрану или привлекать к этому Росгвардию.

 

Алексей ОВЧИННИКОВ, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011, учитель биологии школы села Баловнево, Липецкая область:

– Тема создания единого образовательного пространства, несомненно, актуальна. Мне бы очень хотелось, чтобы у нас в стране действительно были созданы равные возможности для получения качественного образования независимо от места проживания детей, социального статуса семьи.

Мне импонирует, что в последние годы стали уделять внимание школам, функционирующим в сложных социально-экономических условиях, демонстрирующим низкие результаты обучения. Появляются «Точки роста», действует программа капитального ремонта школ, в образовательные организации поступает современное оборудование.

Однако все эти изменения не принесут результата, если в школах не будет учителей, способных в полной мере использовать все предоставляемые возможности. Поэтому одним из актуальных вопросов образования является подготовка и переподготовка педагогических кадров, повышение квалификации учителей. Несмотря на то что педагогические специальности пользуются популярностью у абитуриентов, очень мало выпускников педвузов приходят работать в школы. Не случайно были приняты законодательные акты, позволяющие студентам уже после 2-3‑го курсов заниматься педагогической деятельностью. Этот шаг в некоторой степени позволяет решить проблему дефицита учителей, но в целом его можно расценивать как признание того, что система образования не обеспечена квалифицированными кадрами. Если благополучные школы не испытывают дефицита учителей, то в отдаленных территориях, в сельской местности ситуация ухудшается год от года. Программы «Земский учитель» или «Учитель для России» не могут обеспечить учителями все нуждающиеся школы.

Решение кадрового вопроса достаточно длительный и сложный процесс, но если им не заниматься, может сложиться ситуация, о которой мне рассказал один знакомый. В его муниципалитете перед началом очередного учебного года отдел образования собирает заявки школ о потребности в педагогах. После того как список вакансий становится понятен, в районе закрывается одна из школ. Детей переводят на автобусный подвоз, а учителям закрытой школы предлагают трудоустроиться в те школы, где есть вакантные места. Вариант, конечно, очень интересный, но ведь рано или поздно закрывать больше будет нечего или учить будет некому и некого.

Мне кажется, что призеры конкурса «Учитель года России» в статусе советников министра просвещения могли бы на самом высоком уровне обсудить проблему обеспечения школ квалифицированными кадрами и постараться найти пути ее решения.

 

Павел УРАЗОВ, учитель физики Дзержинской школы, Каширский район, Воронежская область:

– Один из актуальных вопросов современного образования – это взаимодействие учителя с родителями. Сколько бы на публике ни говорили об уважении к нашей профессии, дома, в семьях звучат другие слова, и дети это слышат.

Родитель ставит под сомнение профессионализм учителя, говоря, что учителя сейчас не такие, как раньше. А учителя утверждают, что дети сейчас не такие, как раньше, не хотят учиться. Итогом непонимания становится большой спрос на репетиторов. Вроде бы и родителей понять можно, потому что для каждого их ребенок самый лучший и одаренный. Но это порождает новую проблему: многие хорошие учителя, которые пользуются большим спросом как репетиторы, уходят из профессии, а в итоге страдают школа, ученики.

Также нужно уделять внимание развитию профессионализма директоров, ведь именно от них зависит вектор движения школы. Директор должен наладить сотрудничество с коллективом, сплотить его, сделать маленькой семьей, движущейся к единым образовательным целям. В нашей школе именно такой руководитель. Конкурс «Директор года» – интересное профессиональное мероприятие, но участвует в нем небольшая часть от общего числа руководителей. Подобные мероприятия необходимы в регионах и муниципалитетах страны.

 

Ольга С., учитель русского языка и литературы, Карелия:

– Простите, я, наверное, не о том скажу. Но тема зарплаты наиглавнейшая. У некоторых учителей мобилизовали мужей. Как жить дальше на эти гроши? Ночами тетради проверяем. Я иногда над ними засыпаю, а утром надо двоих детей в разные сады отвести, не опоздать на уроки, отвести шесть-семь занятий, а потом получаешь квитки, от которых плакать хочется.

 

Полина С., учитель физики, Нижегородская область:

– Не подняли главных проблем: старение кадров в школе, перегрузка учителей, неадекватная оплата труда, все большее расслоение городских и сельских школ в части оснащения и доступа к качественному образованию.

 

Мария КАРТАШЕВА, мама школьника, Боровичи, Новгородская область:

– В рамках проблемы навязывания детям чуждых ценностей я бы поставила вопрос о цензуре современной литературы, особенно детской. С удивлением и негодованием прочла, например, книгу Ларисы Романовской «Кандидаты на вылет». Герой книги, подросток, отрекается от своего отца из-за… патриотических постов папы в соцсетях! Возмутительно, что данная книга, не обладающая к тому же никакими литературными достоинствами, включена в каталог «100 лучших новых детских книг для детей и подростков» за 2021 год и вошла в длинный список Всероссийского конкурса «Книгуру». На мой взгляд, необходим надзор со стороны государства за книгами, на которых воспитывается молодое поколение.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте