В дружной семье искусств музыка занимает особое место. Развитие музыкальных образов, происходящих во временном отрезке, позволяет предельно выразительно передавать движения и смену чувств, заложенных композитором в свое творение.
Музыкальные, эстетические предпочтения необходимо формировать с самого раннего возраста. Академик Н.А.Ветлугина так охарактеризовала начало общения детей с музыкальным искусством: «Музыка начинается с детства!» Чтобы музыка поселилась в душах детей, необходимо создавать атмосферу увлеченности, заинтересованности. Чем больше красоты откроется ребенку в детстве, тем тоньше станет его эстетическое восприятие мира, полнее и богаче будет его жизнь, точнее отклик на окружающий его мир, трепетнее станет душа. «Эстетическое чувство есть основа добра, основа нравственности» (В.Г.Белинский).
И педагоги, и родители должны четко понимать, что без развития эмоциональной сферы ребенка невозможно в полной мере развить интеллект.
Мы учим детей петь в хоре, солировать. Работаем над артикуляционным аппаратом, обращаем внимание на эмоциональное, выразительное произношение текста песен. Детям предлагается в программе большое количество народных песен.
Произведения для детей великих русских композиторов (П.И.Чайковского, В.И.Ребикова, А.Т.Гречанинова, А.К.Лядова), сочиненные на стихи поэтов, дают детям возможность постигать родной язык во всем его многообразии, выразительности, эмоциональной и интонационной окрашенности. А это уже решение важной сверхзадачи всего дошкольного периода детства: формирование внятной, эмоционально окрашенной, благозвучной речи.
Игра на детских музыкальных инструментах развивает музыкальный слух, музыкально-ритмическое чувство, ладовые ощущения. Параллельно развиваются память, мелкая моторика, мышление. «Рука учит голову», когда ребенок играет на музыкальных инструментах, особенно правой рукой, быстрее совершенствуется его речь. Безусловно, этот вид исполнительства в полной мере формирует интеллект ребенка.
Музыкально-ритмические движения – самый любимый вид исполнительства у детей. И это объяснимо. Выдающийся отечественный психолог Л.С.Выготский называл восприятие музыки маленькими детьми активным слуходвигательным процессом.
В самом определении данного вида исполнительства определены место и значение музыки: музыкально-ритмические движения. Ведь именно содержание музыки, форма, средства музыкальной выразительности, развитие музыкальной речи дают возможность детям ощущать гармоничную слитность своих движений с музыкой, подчинять свое тело малейшим нюансам ее содержания. Это раскрывает творческие способности детей. И конечно же, движения под музыку приносят детям здоровье, как физическое, так и психическое.
Нина АЛЕКСАНДРОВА,
музыкальный руководитель школы №1577
Комментарии