search
main
0

Встреча с детьми – дело для настоящих мастеров культуры

В дошкольных образовательных учреждениях действуют разнообразные образовательно-воспитательные программы, способствующие эффективному развитию и воспитанию детей. В каждой программе имеются разделы, где поставлены основные задачи музыкального воспитания в детском саду: развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству; развитие музыкальности детей; развитие способности эмоционально воспринимать музыку; формирование музыкальной культуры и музыкально-эстетического вкуса, интереса и любви к высокохудожественной музыке, желания слушать и исполнять ее.

Н​а музыкальных занятиях музыка сопровождает ребенка, когда он поет, танцует, участвует в музыкальных играх, слушает произведения русских и зарубежных композиторов, участвует в беседах о музыке. Музыкальному руководителю детского сада в настоящее время непросто сформировать у малышей интерес и желание слушать классическую музыку. Сегодня средства массовой информации повсюду культивируют современную поп-музыку, которая настойчиво, громко, резко, назойливо звучит на радио и телевидении, негативно влияя на эмоциональное, интеллектуальное, психическое развитие ребенка.Дмитрий Шостакович писал: «Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Надо воспитывать свой вкус на лучших образцах музыкальной классики, на лучших произведениях современных композиторов, постепенно переходя от наиболее доступного к сложному и глубокому».Проект «Классическая музыка в детском саду», предложенный Департаментом образования совместно с Ассоциацией педагогов дошкольного образования, имеет большое воспитательное и образовательное значение. Привлечение профессиональных исполнителей (артистов балета, вокалистов, инструменталистов) позволит ознакомить детей с лучшими произведениями русской и западной классики различных стилей и эпох в живом исполнении музыкантов. В.Сухомлинский отмечал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами».Где же найти таких артистов, музыкантов, которые смогли бы выделить время для встреч с малышами в своих плотных графиках работы? В практике дошкольных учреждений Южного округа уже есть примеры взаимодействия с родителями – профессиональными музыкантами. В детском саду №2356 несколько лет существует традиция организации «Музыкальных гостиных» с привлечением родителей-музыкантов. Тематика таких встреч разнообразна: «Женский портрет в искусстве», «Есенинские вечера», «Творчество композиторов», «Знакомство с жанром оперы». Творческая дружба связывает детские сады нашего округа №752, 1662, 1794 и др. с организаторами и артистами культурно-образовательного центра «Классика», которые знакомят дошкольников с миром балета, творчеством Петра Чайковского, Сергея Прокофьева, Антонио Вивальди, беседуют с детьми о русских народных инструментах, инструментах симфонического оркестра. Такие встречи всегда радуют детей, наполняют их музыкальными впечатлениями и знаниями, формируют культуру слушания, необходимую для восприятия классической музыки.Проект «Классическая музыка в детском саду» дает творческий стимул многим детским садам активно использовать образовательные возможности Москвы для формирования общей музыкальной культуры дошкольников.Дошкольным образовательным учреждениям Москвы предложили составить план работы по реализации проекта. На сайте Департамента образования размещены рекомендации по реализации проекта «Классическая музыка в детском саду». Автор предложенных рекомендаций – музыковед, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ дошкольного образования имени А.В.Запорожца Т.Рубан. Можно отметить, что могут быть реализованы и намерения многих педагогов Южного округа сделать жизнь ребенка в детском саду более интересной, творческой, познавательной. Уже началась интенсивная работа по выявлению музыкантов, способных на высоком профессиональном уровне рассказывать об истории и развитии музыки, демонстрируя вокальное, танцевальное, инструментальное мастерство. Например, детский сад №1043, реализуя проект «Классическая музыка в детском саду», заключил договор о сотрудничестве с детской музыкальной школой имени Б.А.Чайковского. Старший преподаватель этой школы – музыковед, лауреат международных конкурсов Илья Кириличев запланировал в нынешнем учебном году встречу с дошкольниками «Ударные инструменты симфонического оркестра». Будучи солистом оркестра Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н.И.Сац, музыкант Кириличев поможет коллективу детского сада в приобретении билетов для детей и их родителей на детские музыкальные спектакли.Интерес педагогов детского сада №2501 к реализации проекта привел к творческому взаимодействию с музыкантами Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова. Квартет музыкантов включил в свой плотный график работы несколько встреч с дошкольниками, на которых запланировано знакомство малышей со звучанием струнных инструментов: скрипок, альта, виолончели.Такие примеры должны быть в дошкольных образовательных учреждениях не единичными и не одноразовыми. Важна система приобщения дошкольников к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении.Систематическое, регулярное использование произведений мировой музыкальной культуры на музыкальных занятиях в детском саду в совокупности с организацией и проведением встреч с артистами – исполнителями произведений классической музыки будет способствовать дальнейшему общекультурному развитию маленьких москвичей.Наталья КОКИНА, методист лаборатории дошкольного образования методического центра ЮОУО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте