Специфика московских съездов учителей состоит в том, что у педагогов возникает возможность в неформальной среде пообщаться друг с другом, поговорить с коллегами о прошедших событиях, поделиться мыслями, которые пришли к ним за прошедший год. Почему такая встреча названа съездом «Москва – культурно-образовательное пространство», а не научно-практической конференцией? В прошлом году мы спорили о формате съезда, на пресс-конференции нам задавали точно такие же вопросы. Мы отвечали и отвечаем так: на съезде не будет ничего такого, что сделало бы его формальным событием, ведь такие события учителям не интересны.
Организуя это мероприятие, мы и в прошлом году, и в нынешнем постарались оторвать его от общепризнанного официального контекста. Для нас это был съезд без пленарных заседаний, резолюций, больших докладов, съезд как сбор единомышленников-учителей, единомышленников-профессионалов. На съезд была объявлена регистрация, но это вовсе не означало, что на него не смогли прийти те учителя, которые по тем или иным причинам не сумели зарегистрироваться загодя в качестве его участников. Всего в съезде приняли участие более четырех тысяч столичных педагогов. В прошлом году первый съезд состоялся в культурном центре «ЗИЛ», в этом году II съезд учителей Москвы состоялся в Московском городском Дворце детского творчества на Воробьевых горах в точно такой же неформальной обстановке. По итогам прошлого съезда мы провели опрос учителей, которые в нем участвовали. Мы были приятно удивлены, что учителя Москвы одобрили формат проведения съезда: круглые столы, мастер-классы, дискуссии. Резолюций у прошлогоднего съезда не было, но были сделаны определенные выводы и по содержанию столичного образования, и по вектору развития образовательных организаций. Все, что было сказано на первом съезде, все итоги дискуссий педагогическое сообщество потом обсуждало, определяя вектор дальнейшего развития столичного образования. Каждый учитель в итоге услышал для себя то, что ему нужно. Те из учителей, кто не попал или не пошел на съезд в прошлом году (не пошли ровно потому, что предполагали, что там будут гвоздики на столе и выступления в виде докладов, не хотели принимать участие в формальном мероприятии, их смутило название «съезд»), после того как в этом году ознакомились с откликами коллег, принявших участие в первом съезде, стали участниками уже второго нашего съезда. Думаю, точно так же мы подведем итоги того, что было сказано и обсуждено на II съезде учителей Москвы, это также будет использовано для формирования вектора развития столичного образования на следующем этапе. Основной формат работы съезда – мастер-классы, где лучшие педагоги поделились своим опытом. Мы надеемся, что разговор педагогов-профессионалов, те идеи, которые обсуждали участники мастер-классов, станут импульсом развития. Мы помним, как после первого съезда многие школы, многие учителя восприняли идеи, высказанные тогда, сделали определенные шаги вперед и стали развиваться в этом ключе. Я уверена, что разговор на съезде станет импульсом для каждого педагога в отдельности и импульсом для системы столичного образования. На съезде, что тоже важно, состоялись встречи образовательных политиков и лидеров профсоюза образования Москвы. В прошлом году на съезде была насыщенная выставочная программа, в этом году она была не менее содержательной. К участию в этой программе мы пригласили все заинтересованные структуры, которые работают с нами по обеспечению школ Интернетом, учебниками, оборудованием, – это издательства, производители оборудования и департаменты Правительства Москвы. Например, Департамент информационных технологий показал все свои сервисы. Это была выставка, где можно было узнать много интересного и полезного нашим учителям. Специально к съезду был подготовлен выпуск «Учительской газеты» (№35-36), который получил каждый участник и в котором были опубликованы материалы, полезные для управленцев и учителей, например, официальное письмо с перечнем обязательной документации для учителя. В рамках съезда были организованы консультации юристов, учителя в неформальной обстановке в свободном режиме смогли задать вопросы сотрудникам Департамента образования, окружных управлений образования и городского методического центра.Особый интерес вызвала неформальная часть съезда – футбольный матч на кубок «Учительской газеты», посвященный ее 90-летию, который состоялся на реконструированном стадионе Московского городского Дворца детского и юношеского творчества на Воробьевых горах. На поле стадиона встретились футбольные команды учителей и родителей. Сегодня мы уже можем сказать, что съезд вызвал большой интерес у московских учителей, они смогли узнать много нового, пообщаться с коллегами, получить полезную информацию, которая поможет им творчески организовать работу в новом учебном году. Татьяна ВАСИЛЬЕВА, заместитель руководителя Департамента образования
Комментарии