search
main
0

Встреча двух культур

Она произошла в школе, в которой учился знаменитый писатель Фазиль Искандер

Какие прекрасные имена у абхазских детей! Леон, Аслан, Ратмир, Ева-Мария, Адель… Как приятно называть этих детей по именам мне, учителю начальной школы, на уроке в Международной зимней школе «Учитель года» в Абхазии! Сюда мы попали благодаря межрегиональному клубу «Учитель года» и инициативе Министерства просвещения и языковой политики Республики Абхазия. Несколько школ города Сухума стали на время площадкой проведения зимней школы «Учитель года».


 

Наша секция начальных классов и географов расположилась в школе №3, старинном здании на улице Фазиля Искандера. Подумать только, оно было построено в 1900 году! Здание сильно пострадало во время грузино-абхазской войны 1992-1993 годов, но позднее было восстановлено и расширено.

Именно эту школу в 1947 году окончил с золотой медалью Фазиль Искандер. На стене школы висит табличка «Школа, где закаляли души смехом» – фраза из рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Сидя в классе на уроках своих коллег из России Елены Юрьевны Мякишевой и Надежды Владимировны Зюзиной, я представляла себя на уроке героев рассказа, в том самом 5‑м «Б», где ироничный учитель математики высмеивает своих учеников за отступления от школьных правил и закаляет «лукавые детские души». Юмор, особенно в отношении собственной персоны, действительно один из негласных методов обучения в этой школе. Учителя-гости весело и от души реагируют на яркие высказывания детей на наших уроках, дети шумно радуются совместной работе в группах, администрация смеется над бытовыми неурядицами и в час ежедневного отключения света (что осложнило бы работу любой школы, но только не в Абхазии) угощает нас горячим кофе, заваренным на портативной газовой горелке. За окном расторопная домохозяйка развешивает футболки на веревке, идущей почти от стены школы до ее окна, украшает город гирляндами цветного белья.

А в классе… происходит встреча двух культур – русской и абхазской. Как же интересна оказалась второклассникам города Сухума история русской женщины Софьи Толстой, отдавшей все силы на служение таланту мужа, Льва Толстого! О своих соотечественниках, великих и ярких личностях, например о полярном исследователе Семене Челюскине, участнике Великой Северной экспедиции Алексее Скуратове, первооткрывателях Василии и Татьяне Прончищевых, рассказала ребятам учитель начальных классов тулячка Надежда Зюзина. Ее курсом краеведения заинтересовались не только учителя, присутствовавшие на уроках, но и представители Министерства просвещения и языковой политики Республики Абхазия, понимающие важность своевременного воспитания любви к родному краю и его истории. Надежда Владимировна не только представила свое методическое пособие и учебные тетради курса по Тульской области, но и продемонстрировала запуск основ крае­ведения в начальной школе, чтобы бережно, с любовью, интересом, гордостью донести культурные ценности до младших школьников.

Елена Мякишева, учитель начальных классов из Иркутской области, знакомит ребят с рассказом Михаила Пришвина «Выскочка». Прием смыслового чтения «предвосхищение» раскрывается уже при знакомстве с иллюстрацией к рассказу, с его названием. При работе с текстом ребята составляют характеристику героев: Вьюшка умная, верная, внимательная, Выскочка эгоистичная, глупая. Итог: наказание для наглой сороки справедливое, она осталась без хвоста, который ей выдрала собака Вьюшка. Однако на этом урок не заканчивается.

– Давайте поможем Выскочке стать лучше, исправиться, – предлагает Елена Юрьевна. – Вернем ей хвост?

И… каждый ученик прикрепляет сороке перышко, на котором написано, что ей надо делать, чтобы стать лучше. Сорока Выскочка красуется на доске с огромным разноцветным хвостом с добрыми словами, пожеланиями – нравственными ценностями, которые выделили дети самостоятельно. Это ли не воспитание души?

Тема, которая досталась мне по календарному планированию в 3‑м классе, была бы простой, если не учитывать языковые особенности народов Кавказа: «Определение рода имен существительных». Казалось бы, знай подставляй местоимения «он», «она», «оно» и определяй род имени существительного. Однако некоторые слова вызвали затруднения не только у ребят, но и у присутствовавших на уроке взрослых. Например, слово «тюль». На уроках я часто использую такой прием, как поиск авторитетного источника. При определении рода у имени существительного «тюль» я предложила ребятам обратиться к гостям-учителям. Но неожиданно для меня «авторитетные» мнения разошлись, предложив два варианта – мужской род и женский род.

– Это же легкая, струящаяся ткань, значит, «тюль» женского рода, – предложила один вариант абхазская учительница.

– Существительное «тюль» мужского рода, – выручили русские учителя.

Сложилась идеальная ситуация для введения в спор словаря или энциклопедии, чем мы и воспользовались. В электронном справочнике сразу же нашли слово «тюль», и все сошлись наконец-то на мужском роде. Конечно же, я поблагодарила абхазских учителей, представив этот эпизод как провокацию, потому что авторитет учителя в школах Сухума безусловен и непререкаем. Это стало для нас, русских учителей, открытием и нюансом, который пришлось учитывать при построении урока. Хотя в своей практике я люблю участвовать в поиске ответа на сложный вопрос наравне со своими учениками и делать открытия вместе с ними.

Старшеклассники школы тоже искали ответы на вопросы на уроках гео­графии: «Что такое блазон?», «Почему на гербе Иркутской области вместо бобра бабр?», «Как совершить путешествие за пять полюсов?». Помогала им в этом учитель географии из Нижегородской области Оксана Владимировна Маляева.

География немыслима без открытий! Дмитрий Сергеевич Горшенев, преподаватель кафедры философии МГИМО, организовал для семиклас­сников путешествие в Латинскую Америку времен первых колонистов, построил вместе с детьми маршруты первооткрывателей и придумал названия странам вместе с Америго Веспуччи и Симоном Боливаром.

Светлана Владимировна Коблякова, учитель географии из Москвы, выбрала для открытий более холодную территорию – Антарктиду. А значит, и более опасную, ведь команда Роберта Скотта погибла в полном составе в этой экспедиции в 1912 году. Почему же команда Руаля Амундсена оказалась более успешной и совершила экспедицию к Южному полюсу без потерь? Как ставить цели и достигать их? Есть над чем задуматься, особенно теплолюбивым абхазцам.

Удивительное географическо-семантическое исследование провел Иван Сергеевич Колечкин. Вы задумывались, где находится остров Невезения? Да-да, тот самый остров из известной песни, на котором живут несчастные люди-дикари. А ведь все географические подсказки есть в тексте песни. Кокосы не растут, крокодилы не ловятся, календаря нет на острове, остров покрыт зеленью, находится в океане. И нашли-таки этот остров – Семисопочный в Беринговом море, по всем параметрам подходящий под описание.

Оказывается, география связана со всеми школьными предметами. В этом учеников убедила Елена Павловна Давыдова, учитель географии из Санкт-Петербурга. Многие известные личности, даже политики, демонстрируют низкий уровень образования, не ориентируются по карте и путают стороны света. Получается, кто владеет географией, владеет… миром! Ребята с удивлением узнали, что их родная Абхазия – страна с самой короткой рекой, самым большим количеством долгожителей и самым маленьким городом с метро. Если что, это Новый Афон.

Конечно, много нового и мы открыли в укладе абхазской школы этой зимой. Нас удивило приветствие входящего вставанием не только учениками, но и учителями, например, в учительской все учителя вставали, когда мы входили, покорило беззаветное гостеприимство в отношении любого гостя, обескуражили очень сдержанные отношения между мальчиками и девочками, даже когда надо просто взяться за руки и показать готовность работы в паре. Директор школы №3 Майя Алексеевна Пагава, добрый и интеллигентный человек, невидимой для нас силой управляет огромным количеством учеников (обу­чаются в 4 смены!) и поддерживает авторитет школы в Сухуме, сюда стремятся попасть многие. Как сказала учительница класса, где я вела урок, это абхазские семьи, которые очень хотят хорошо знать русский язык. И действительно, ученики всех классов показали высокий уровень усвоения учебного материала, хорошую базу знаний и внутреннюю мотивацию. Работать с такими детьми было сплошное удовольствие!

Впрочем, как и со взрослыми, учителями, участвовавшими в работе зимней школы в течение четырех дней. Самая благодарная и отзывчивая аудитория встречала нас каждое утро. Полная включенность каждого позволила продуктивно провести мастер-классы и семинары. Мои слушатели с удовольствием сравнивали площади фигур в группах, играли в командные игры и проводили опыты с подручными средствами, например переворачивали стакан с водой, накрытый бумагой, или общались через веревочный телефон. Игра «Минное поле» показала, что стратегия игры в команде – первое, о чем надо договариваться. Попробуйте провести свою команду по «минному» полю от старта до финиша безопасным путем, не используя жесты. Или сыграть в игру «Однорукие», сложив из геометрических фигур елочку, выкладывая их одной рукой под счет. Ведь кто-то из команды обязательно потянется к той же фигуре, что и вы. И если вы команда, то без слов сможете перестроиться и взять другую фигуру. Такую методику предлагает Галина Цукерман во «Введении в школьную жизнь». Несмотря на то что курс предназначен для первоклассников, наши учителя играли с не меньшим интересом и учились договариваться.

Расставались мы с учителями абхазских школ почти родными людьми, обмениваясь контактами и собранными в саду лимонами. Очень хочется верить, что закаленные зимней школой абхазские учителя преодолеют все трудности, ожидающие их в профессии, и будут дальше работать с удовольствием. А мы с радостью приедем еще раз в Международную зимнюю школу «Учитель года». Абзиараз, что значит «до свидания»!

Надежда КНЯЗЕВА, учитель начальных классов, учитель года Красноярского края, Красноярск

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте