В прошлом году на экранах телевизоров с успехом прошел 12-серийный художественный фильм «Застава». Недавно мы встретились с исполнителем главной роли, заслуженным артистом России Фархадом МАХМУДОВЫМ.
– Фархад Бахадырович, творческая судьба неумолимо ведет вас к ролям пограничников…
– Видите, какая цепочка получилась. Все-таки есть в мире что-то, связанное с мистикой. В «Бригаде» я сыграл пограничника, рядового. Там мы с Сергеем Белым служили на границе. И вдруг через несколько лет я уже капитан, начальник заставы. И тоже таджикско-афганская граница. Удивительно, но – факт. Вот такие бывают причуды…
– Вас очень трудно застать в Москве. Когда я вам звонил, вы были в Германии. Много работы? Вы востребованный артист?
– Когда вы звонили, то мы были со спектаклем Романа Виктюка «Эдит Пиаф» на гастролях. В общем-то, с этим спектаклем сейчас и гастролируем.
– А предложения сниматься в кино были? Ведь сейчас много сериалов делают?
– Были. Но, честно говоря, тут двоякая ситуация. С одной стороны, я не люблю «мыльные оперы». Боюсь, что в них можно затереться, что ли. Многие актеры вообще не любят сниматься в сериалах. Это очень тяжело. Ты практически становишься невыездным. Допустим, 50 или 100 серий – это каждый день ты, как на работу. И вырваться никак… Допустим, поступило тебе хорошее предложение – роль интересная, серьезная, а ты не можешь, у тебя обязательства, договор. Все, ты «попал». И никуда уже не денешься.
Хотя, надо быть откровенным, мне в сериалах везло. Допустим, та же «Бригада», а вот теперь и «Застава».
– По отзывам пограничников, вы удивительно точно сыграли роль начальника заставы. Было впечатление, что в прошлой жизни, может быть, были пограничником. Тяжело ли было входить в эту роль и осваивать элементы поведения, свойственные только людям военным?
– Когда съемки были в Казахстане, под Алма-Атой, нам дали консультанта-пограничника. Я от него не отходил ни на шаг и все допытывался про уклад жизни на заставе, какие там отношения. Ведь пограничная застава – это вообще уникальный человеческий коллектив людей, объединенных великой целью: охранять рубежи Отечества. Это чувство дано даже не всем военным. А пограничник каждый день заступает на охрану Государственной границы. Вы только вдумайтесь в это словосочетание: Государственная граница! И люди здесь живут автономно, в замкнутом пространстве, черт знает где: и на Камчатке, и в Сибири, и на Севере. Но с другой стороны, здесь каждый человек как на ладони, и ты его видишь во всех его обстоятельствах, как он боится, как он учится, как он ест, как он проводит свободное время… Я старался каждой своей клеткой понять, что движет этими людьми, почему они выбрали такую жизнь. Ведь у начальника заставы и других офицеров служба идет все 24 часа в сутки. У пограничников все настоящее: магазин всегда заряжен боевыми патронами. Это единственные войска, которые постоянно находятся в состоянии боевой готовности.
– Артисту нелегко даются военные роли? Как себя вести, как командовать…
– Если артист добросовестный, он к любой роли всегда относится серьезно. Старается постичь нюансы. А ведь их много! Понять материал, в него окунуться…
– Детали делают роль…
– Конечно, детали, мелочи. Например, в сценарии фильма «Застава» были прописаны диалоги, типа, как строить бой, с такими сложными специфическими военными оборотами: установить огневую точку там-то и там-то, это сделать так-то и так-то… Ну, не говорят так военные. Они же нормальные люди. И командуют тоже нормальными людьми. Поэтому многие вещи мы просто садились и начинали друг другу на пальцах объяснять, чтобы это было понятно каждому зрителю.
– В фильме много стрельбы и взрывов. Для человека невоенного все это несколько непривычно. Как вам, съемочной группе, удалось не вздрагивать при каждом взрыве?
– Привыкаешь. Каждое утро в 6 утра я вставал, одевал форму – клянусь, это мой распорядок дня был такой, получал оружие, брал своих бойцов и выходил в горы.
– У меня сложилось впечатление, что вам эта роль понравилась.
– Если честно, то да. Я так набегался с автоматом, что… Помню в детстве мечтал настоящий автомат подержать, пистолет. Мечта сбылась!
– Автоматы-то настоящие были?
– Конечно. Но только холостыми стреляли.
Самое удивительное, конечно, было для меня, это последняя, 16-я серия, там есть момент, когда я из зенитной установки стреляю. Холостыми, правда, но звук, этот грохот… Управляешь установкой, она под тобой трясется… Все закрывают уши, а ты не можешь. По сценарию у меня контузия – у меня в ушах перепонки лопнули, все, я, в принципе, не слышу ничего. Но я-то все слышал!
– Были ли по ходу съемок какие-либо курьезные ситуации, о которых съемочная группа вспоминает со смехом или говорит: «Не дай боже нам это…»?
– Я вам расскажу одну историю. Попросили милицию привезти нам автоматы. А мы снимаем бой с моджахедами. У нас оружейника не было, был пиротехник. Приехали милиционеры и привозят два боекомплекта. Как им и сказали.
– Реальные боекомплекты?
– Абсолютно. Представляете себе? Снимаем сцену. Мне дают это оружие. Я взял и по привычке, как меня учил консультант, передернул затвор и поставил на предохранитель. Потом стали снимать второй дубль.
Я снова передернул затвор, поскольку полагал, что магазин пустой. И тут я увидел белые лица операторов. Подходит кто-то из съемочной группы и поднимает с земли… самый настоящий боевой патрон. То есть, когда я передергивал затвор, он вылетел. Представляете? Не дай бог… если бы автоматной очередью… Да я просто бы их всех положил! Кошмар!!!
– И все-таки, как вы стали актером?
– От безысходности. Расскажу честно. Дело было так. Я с шестого класса попал в кино. В 8-10-х классах я очень много снимался на Узбекфильме и Таджикфильме. В школу почти не ходил. Поступать с моими знаниями просто было некуда. Хорошо знал только литературу и историю. Ну и что делать оставалось? И я поступил во ВГИК.
– Как – сразу во ВГИК?
– Да. Но меня взяли в Таджикскую мастерскую Михаила Глузского. Кроме того, мне было проще, потому что я уже снимался на Таджикфильме, к тому времени у меня уже было 5 или 6 картин, из них 2 или 3 – главные роли. Поэтому вообще проблемы не было.
– Какие планы на будущее?
– Вот сейчас мне предлагают главную роль в кино. Съемки, наверное, будут проходить в Польше. Денег там не очень много, но не это главное. Главное – интересная роль. Знаете, бывает такое, когда долго нет работы. Вот месяц сидишь, два сидишь и начинается у тебя внутренний мандраж, что ты никому не нужен. Телефон молчит. И бежишь к ассистенткам: «Девочки, я готов уже и в «мыльную оперу», только возьмите». До такой степени иногда доходит. Но у меня, слава богу, выдержки хватило. Наверное, Господь услышал наши молитвы, и вот интересная работа намечается.
Комментарии