Наверное, многие помнят школьный суд над Евгением Онегиным, описанный с доброй иронией в романе Каверина «Два капитана». Оказывается, в наше время школьный учебный суд может стать эффективной и увлекательной формой работы при изучении курса обществознания. В гатчинском лицее №3 учитель истории и обществознания Анастасия Михайловна Румянцева вот уже в течение пяти лет готовит и проводит со старшеклассниками учебные суды, опираясь на учебники и методические разработки негосударственного образовательного учреждения «Институт права имени принца Ольденбургского».
Для рассмотрения на заседании учебного суда выбираются так называемые юридически сбалансированные дела – такое дело может выиграть и сторона истца, и сторона ответчика. Все зависит от умения обращаться к нормам права, от убедительности аргументации, от ораторского искусства участников. К процессу основательно готовятся две команды по 5-6 человек. Главная интрига в том, что только жребий перед началом процесса решает, кому выступать на позиции истца, кому – ответчика. Когда в классе готовятся несколько групп, учитель получает возможность использовать интерактивные методы – мозговой штурм, работу в группах, формулу ПОПС (позиция, обоснование, пример, следствие)… А «истцы» и «ответчики» учатся отстаивать свою позицию в публичном выступлении, учатся обращаться не только к российскому, но и международному законодательству, иными словами, развивают свою и правовую, и коммуникативную компетентность.
В Санкт-Петербурге ежегодно проводится конкурс школьных учебных судов, в нем, кроме петербургских школ, участвует и несколько школ Ленинградской области. В конкурсе приняла участие и команда нашего лицея №3. По жребию ей выпало встретиться с командой знаменитой 56-й гимназии. Она производит на гостей и посетителей неизгладимое впечатление: по оснащенности, по взаимоотношениям учеников и учителей, по всему укладу жизни – это подлинная школа ХХI века… Но впечатление впечатлением, а соревнование соревнованием.
На конкурсе школьные суды рассматривают дело о праве на труд, и конкретно – известное дело студентки юридического факультета Петербургского государственного университета Анны Клевец, которая решила поступить на работу в метрополитен помощником машиниста. Ей было отказано на основании пункта 374 соответствующего постановления Правительства РФ. Отстаивая в суде интересы Анны Клевец, «истец» должен доказать, что нарушено право Анны Клевец на труд и что отказ в приеме на работу является дискриминацией по признаку пола. «Истцом» по жребию стала команда 56-й гимназии. «Ответчику» – команде лицея №3 – нужно было доказывать, что дискриминации нет и что отказ в приеме именно на эту работу представительницы прекрасного пола не противоречит ни российскому законодательству, ни международному праву. Лицеисты глубоко и убедительно вникали в обстоятельства дела; помимо права они выяснили, как повлияют на здоровье женщины ускорение и перегрузки, вибрация и интенсивный шум, возникающие при движении поезда, какие болезни могут возникнуть, как это может сказаться на репродуктивной функции. В конечном счете они тоже отстаивали права Анны Клевец, может быть, более важные, чем право на труд в данном конкретном случае.
Команда гатчинского лицея №3 выиграла процесс. Теперь ученикам Анастасии Михайловны Румянцевой предстоит встреча в полуфинале конкурса с очередным соперником.
Михаил КИСЛОВ, учитель лицея №3, Гатчина, Ленинградская область
Комментарии