Хорошо живется молодежи в городах. Отучился утром, вернулся домой и планируй день в зависимости от своих интересов. Кто-то пойдет в бассейн, кто-то – в секцию дзюдо, а кто-то – на занятия в художественную галерею. Родители, которые действительно заботятся о своих чадах, могут не волноваться: ребенок не останется без дела, ему есть чем увлечься и где применить зарождающиеся таланты. Каждый найдет что-то для себя. Ну а школа? Это школа. Там только уроки…
В маленьких поселках и деревнях ситуация с досугом школьников намного сложнее. Многого нет. Профессионального театра. Соревнований по картингу. Книжных выставок с раздающими автографы знаменитостями. Да мало ли чего. А разве можно воспитать разносторонне развитую личность, поражающую познаниями в разнообразнейших сферах культурной и социальной деятельности, если внеурочная занятость ребенка ограничивается только выполнением домашнего задания? К тому же очень многие родители, желая создать в семье достаток, позволяющий существовать более-менее достойно, посвящают работе большую часть своего дня. И тот, ради кого мамы и папы зарабатывают денежку, оказывается полностью предоставленным самому себе. А многие ли дети смогут заняться самообразованием дома? Вряд ли.
С этой проблемой столкнулись в Ново-Харитонове. Ни одного центра дополнительного образования! Только школа. Ее директор Валентина Малкина решила: досуг учеников надо организовывать самим!
Ново-харитоновская средняя школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов на сегодняшний день – местный культурный центр молодежи. Каждое утро сюда приезжают дети из 23 деревень и поселков. Кто-то из них живет рядом с Гжелью, кто-то добирается из других живописных местечек Раменского района.
В ноябре 2006 года школа отметила 50-летний юбилей. В 2005-м образовательное учреждение получило звание «Лучшая школа Подмосковья» в номинации «Учебные достижения», а на следующий год ее отметили президентским миллионом.
Вот уже восьмой год этот сельский дом знаний располагается в новом здании. Оно было построено по индивидуальному проекту, который разрабатывала непосредственно администрация школы. Это оказалось кстати: все здесь создано специально для себя. Здание это не может не удивлять: оно не имеет ничего общего со стандартными школьными строениями. На фоне небольшого села кажется просто огромным. Люди, проектировавшие здание, продумали каждую ступеньку, каждый кабинет и каждый зал, лишь бы всем, и ученикам, и учителям, было удобно.
Это школа полного дня. Первую половину дня ребята учатся, а во второй половине посещают секции и кружки. Каждый рабочий день школа открыта с 8 утра до 9 часов вечера. Администрация и педагоги в первую очередь преследуют следующие цели: обеспечить внеурочную занятость детей и воспитать в каждом из них личность, добиться того, чтобы любой ребенок смог найти себя. В рамках одной школы функционируют 95 секций и кружков. Ребенок имеет право сам выбрать род занятий в соответствии со своими интересами и возможностями. Список внеурочных предметов утверждается каждый год в сентябре.
Несколько предметов в 10-й изучаются углубленно: математика, физика, экономика и иностранный язык. Иностранный язык преподается детям уже со второго класса, в третьем дети найдут в расписании информатику. Периодически список предметов, на которые обращают повышенное внимание, меняется. Это зависит от того, какие из них наиболее важны в данный момент при поступлении в вузы и средние профессиональные учреждения.
В старшей школе наряду с общеобразовательными классами функционируют классы с профильным обучением: физико-математический, экономический, гуманитарный, универсальный.
Любой ученик, у которого возникают проблемы с тем или иным предметом, может подтянуть свои знания после уроков, когда начинают свою работу объединения внеурочной занятости. Для этого существует образовательный блок дополнительного образования. В любой дисциплине ученик может поправить и углубить свои знания или просто проконсультироваться по тому или иному вопросу.
Но даже если ребенку принципиально не дается какой-то предмет, то вряд ли это напугает рабочий коллектив школы: директор и ее подчиненные прекрасно знают, что ученик может быть крайне талантливым в другой области, пусть и во внеурочной. Система дополнительного образования включает в себя еще три блока: культурологический, художественно-эстетический, технический и физкультурно-спортивный. На сегодняшний день каждый из 767 учеников посещает как минимум один кружок.
Культурологический блок включает в себя кружки изо, лепки, бумажной пластики, вышивки, кулинарии, дизайна костюмов. Для каждого рода занятий подготовлена специальная мастерская: в школе, например, есть отдельный кабинет, оснащенный бытовой техникой, где школьницы учатся готовить. Другое помещение снабжено печами для обжига глиняных изделий. Причем кружки вышивки и дизайна часто посещают не только девочки, но и особо талантливые мальчики, которые потом успешно выступают на конкурсах и соревнованиях.
Уровень преподавания живописи и содержания работ детей просто не позволяет назвать это объединение творческим кружком, и оно заслуживает статус худшколы. Работы детей выставляются в местном краеведческом музее, в Музее имени Рериха Москвы, в Московском художественном музее. Те дети, которые из года в год посещают художественную школу, часто продолжают свое обучение в Московском архитектурном институте.
Еще в школе есть хор, студия хореографии, кружок вокального пения, гитарный ансамбль. Практически все объединения делятся на подгруппы для разных возрастов: для начальной и основной школ, для старшеклассников. Так прививается художественно-эстетическое восприятие мира.
Девчонки и мальчишки из Ново-Харитонова очень успешно выступают на районных и областных конкурсах, постоянно занимая призовые места.
Администрация школы тщательно продумала систему физического развития детей. В 10-й решено проводить три урока физкультуры в неделю, причем особым достижением стало внедрение дифференцированной программы обучения физической культуре. Каждый ребенок получает определенную нагрузку, в зависимости от своих физических данных и от своего здоровья в целом. В школе есть два спортивных и два тренажерных зала. Во дворе построили универсальный стадион с трибунами для зрителей. Часто команды 10-й школы представляют Раменский район на областных спортивных состязаниях. На протяжении последних шести лет школа остается абсолютным победителем в спартакиаде школьников района по 18 видам спорта.
В управлении школой наряду с директором участвуют родители, ученики, учителя. Многие из них – члены управляющего совета. Раз в два года созывается специальная конференция. Также в управлении принимает участие попечительский совет, он состоит из 19 человек: из руководителей предприятия «Гжель», предпринимателей, родителей. Среди членов совета такие известные в деловых кругах люди, как Александр Прошин, директор гжельского завода «Электроизолятор», и Сергей Скрипель, руководитель «Звезды Гжели». Председателем попечительского совета стала глава сельского поселения Ново-Харитоново Нина Ширенина.
В марте в ново-харитоновской школе прошло несколько дней открытых дверей. В качестве гостей ждали родителей учеников. По мнению Валентины Афанасьевны, родители, как учителя и сами дети, – важнейшие участники образовательного процесса, они должны как можно больше уделять времени школьной жизни своих чад. В частности, родители должны вместе с детьми делать домашнее задание: не контролировать детей, а именно помогать им.
В дни свободных посещений гости могли со стороны пронаблюдать ход занятий, посмотреть на своих детей с другой стороны: очень часто родители открывают в своих детях таланты, о которых и понятия не имели долгие годы. В актовом зале проходят выступления, где очаровывают хор, танцоры, гитаристы. На «круглых столах» мамы и папы высказываются об увиденном и выдвигают собственные инициативы. В этой школе все работают в тандеме – учителя, дети и их родители, а у руля стоит отличный директор. А это значит, работа в школе кипит, и впереди у нее еще много достижений.
с. Ново-Харитоново, Раменский район
Комментарии