Я часто ловлю себя на том, что живу ожиданиями. Все время к чему-то готовлюсь. Думаю: вот скоро Новый год – сделаем камин в классе, вот скоро каникулы – поедем в Москву на выставку «Россия», в музей Астафьева, сходим в поход в Красноярские Столбы, поиграем в боулинг. И рассчитываю еще многое успеть с моими учениками. А тут оказывается, что уже конец третьего класса. И мы столько не успели сделать! А время-то неумолимое, оно никак не хочет медлить. И надо успевать радоваться каждый день.
В последний день учебного года мои третьеклассники написали сочинения на тему «Истории третьего класса». Надо было вспомнить самые яркие впечатления школьной жизни и описать, что с нами происходило.
Странно и неожиданно для взрослых устроена детская память. Мы думаем, что полезная и интересная информация урока отложилась в памяти учеников, но оказывается, что ярче всего запомнилось нелепое и случайное (с точки зрения взрослых). Например, насыщенный библиотечный урок подарил такие впечатления Серафиме: «Было круто, когда мы после библиотеки катались всем классом на карусели». Урок физкультуры стал самым ярким впечатлением года для Ростика, потому что в спортзале он нашел перевернутого жука и спас ему жизнь. А Маша запомнила «витаминки силы», которые дала Надежда Константиновна и которые помогли ей добраться до верха горы во время похода (это были простые конфетки).
Самые яркие впечатления у моих ребят – о совместных делах и путешествиях, а не об уроках в нашем уютном, но таком статичном классе. Детям чаще вспоминается, как мы карабкались по скользкой горной тропе, ведущей к «Китайской стенке» на Столбах, и цеплялись за деревья, чтобы не скатиться обратно (Диана), как кормили животных в зоопарке, а сами ели бутерброды и украдкой – морковку, предназначенную для козликов (Арсений), как ездили на экскурсию в Музей геологии и трогали настоящее золото, как блуждали по тропинкам бесконечного экопарка «Гремячая грива» и даже немножко заблудились (Даша), как ели солдатскую кашу во дворе школы (Макс), как танцевали со студентами флешмоб (Ева), как ссорились и даже дрались, а потом становились неразлучными друзьями (Андрей). Или ехали вместе на городском автобусе: «Ты встаешь в конце автобуса и машешь случайным водителям, впечатление, как будто ты путешествуешь по миру» (Тая).
И вот что я поняла, когда проверяла сочинения своих ребят: запоминаются трудности и то, как ты их преодолеваешь. Семен очень верно написал о нашем походе: «Если откровенно, я был весь измученный, ноги еле плелись, а тело стало тяжелым. Я присел на лавку, достал чай и попил немного. Потом, когда тело стало полегче, я пошел на «Стену». Было скользко, руки мерзли, несмотря на теплые рукавицы. Я прошел половину и сел на камень. Я не заметил, что камень был весь в снегу, покатился и ударился ногой. Я вспомнил поговорку: «Упал – вставай!». Эта поговорка дала мне силы, и я дошел до вершины. Там сидели некоторые ребята и смотрели, какой открылся вид на город Красноярск. Я достал телефон и сфотографировал это чудо». Всегда, когда справишься с препятствиями, в награду тебя ждет чудо!
Надежда КНЯЗЕВА, учитель начальных классов средней школы №137 Красноярска, учитель года Красноярского края-2013
Комментарии