Ни для кого не секрет, что важнейший вопрос преемственности между дошкольным периодом и начальной ступенью обучения в школе до сих пор не решен. Основные трудности детей в школе – речевые. Понимают текущий материал или вопрос учителя, но не могут ответить, грамотно оформить свои мысли, к пересказу сказки (из-за малого словарного запаса) ученики подключают язык жестов, отвечают на вопросы учителя односложно («да» или «нет»), с трудом составляют предложения, плохая внутренняя речь приводит к отсутствию проговаривания во время письма, как следствие страдает письменная речь и т.д.
Для развития речи необходимо пополнение словарного запаса ребенка. Что же делать учителю, если к семи годам ребенок «двух слов связать не может»? У первоклассников зачастую очень маленький объем словарного запаса, не развита ассоциативная и зрительная память. Возникает необходимость в технологии, которая бы помогла учителю в решении этой проблемы.
На II Всероссийской конференции по технологиям в Казани В.Н.Зайцев выступил с формулой технологии: Т = Д + М(З). Технология включает диагностику и методическую систему упражнений с опорой на закономерности. Значит, первое, что надо сделать учителю, – это провести диагностику, оценку словарного запаса поступивших в школу детей, проверить уровень их готовности к развитию речи.
Ведущая деятельность младшего школьника – учебная. Что важно уметь ученику, чтобы в условиях урока полноценно работать над развитием речи? Большое количество психологических исследований было проведено на экспериментально-технологической площадке под руководством В.Н.Зайцева. Выяснилось, что примерно 40 процентов обследуемых детей из огромного количества самых разных школ не имеют нужного словарного запаса.
Были выделены следующие признаки, влияющие на объем словарного запаса детей:
1. Выполнение инструкции, умение работать по указанию (тест А.Л.Венгера).
2. Умение работать по образцу, копировать (тест Н.И.Гуткина «Домик»).
3. Достаточный уровень развития ассоциативной памяти (тест К.Г.Юнга).
4. Достаточный уровень развития зрительной памяти (пиктограмма).
К середине сентября учитель диагностирует первоклассников по этим четырем признакам и заносит данные в сводную таблицу. Для школьных психологов в скобках указаны тесты, которыми они могут воспользоваться, оказывая помощь учителю. Данная таблица отражает готовность детей к накоплению словарного запаса.
Опираясь на возможности диагностики и действующие закономерности (то есть на выявленную В.Н.Зайцевым совместно с Н.Н.Атласкиной закономерность о последовательности совершенствования именно этих признаков и на закономерность Э.Торндайка о частоте упражнений), психолог из города Тольятти Елена Юрьевна Коростелева разработала методическую систему упражнений, направленную на последовательное развитие названных выше признаков.
Важно отметить, что включение в урок тренировочных упражнений не должно проходить от случая к случаю. Это система, предполагающая ежедневную работу вплоть до достижения 90-процентного уровня выполнения каждого упражнения. Пропустил – эффективность работы резко падает, а иногда даже сводится к нулю.
1. «Графический диктант» (упражнения по А.Л.Венгеру).
Ориентировочное время ежедневных упражнений – 2 недели.
От заданной точки ребенок проводит линию, например, на 2 клетки вверх, потом на 3 клетки вправо. Через 2-3 дня можно усложнить инструкции, включая линии по диагонали, например, на 1 клетку вправо – вверх, на 2 клетки вниз, на 1 клетку вправо – вниз.
Учителя из Ярославля предложили ограничить количество отрезков (не более 12-15). Думаю, что интерес к этому заданию у детей повысится, если результатом работы станет какая-нибудь фигура или предмет. Ребенок будет стараться нарисовать флажок, цветок или домик. Существуют прекрасные пособия: С.Е.Гаврина «Развиваем руки», И.В.Данилов «Система упражнений».
2. Копирование.
Ориентировочное время ежедневных упражнений – 2 недели.
Упражнение направлено на формирование умения копировать, рисовать по клеточкам. На доске, разлинованной в клеточку, вычерчивается узор цветными мелками. Дети должны нарисовать то же самое в тетради. Важно постепенно наращивать сложность рисунков. Добавлю, что большую помощь окажет тетрадь Е.А.Нефедовой «400 узоров». Те, кто изучает математику по программе Л.Г.Петерсон, уже имеют в математической прописи образцы копирования.
3. Парные картинки.
Ассоциативную память можно развивать с помощью парных картинок: петух – курица, дождь – зонт, собака – конура, ель – шишка, замок – ключ, дерево – груша и т.д. Картинки укрепляются на доске в смешанном виде, учитель указывает на одну из них, дети подбирают к ней пару. Каждый день надо вывешивать 4-5 картинок, ежедневно заменяя 2-3 пары. Можно также задавать вопросы типа: что общего у карандаша и стола (и то и другое сделано из дерева), у гвоздя и машины (сделаны из металла) и т.д.
4. Запоминание картинок.
Ориентировочное время ежедневных упражнений – 3 недели.
Учитель заготавливает 9 простых картинок, изображающих различные предметы. Предметы должны быть настолько простые, чтобы ученик мог их легко нарисовать. Картинки демонстрируются в течение 30 секунд, после чего закрываются, а дети по памяти зарисовывают их изображения. При этом порядок изображения роли не играет. Тренировку надо начинать с 3 картинок, постепенно увеличивая их число до 9.
Все упражнения выполняются 1-2 раза в день. Весь цикл занимает чуть больше двух месяцев. Результат работы – готовность ребенка к увеличению объема словаря ученика. За это время хорошо развивается ассоциативная и зрительная память у 90 процентов учеников. К сожалению, не все дети достигают высоких результатов. Причины могут быть самые разные. Они носят индивидуальный характер. Можно предложить детям другие виды тренировочных упражнений, которые работают на совершенствование тех же четырех признаков. Эти упражнения не отменяют технологии Е.Ю.Коростелевой, а лишь позволяют разнообразить работу.
Упражнения, направленные
на развитие умения работать по указанию
а) «Слепая муха».
Для этого упражнения используется расчерченное на листке поле 3X3. «Муха» перемещается с одной клетки на другую по командам «вверх», «вниз», «влево» и «вправо». Исходное положение «мухи» – центральная клетка поля. Ученики должны, внимательно следя за указаниями учителя, определить, на какой клетке она будет находиться к концу игры (от 4 до 15 ходов).
б) «Зашифрованный рисунок».
Упражнение дает ребятам первое представление о координатной сетке. Аналогично известной игре «Морской бой» детям поочередно называются координаты точек. Ребята отмечают их в пределах поля. При внимательном и правильном нанесении всех точек в тетради появляются зашифрованные рисунки. По мере освоения задания темп диктовки координат возрастает.
в) «Лабиринты» (по А.Л.Венгеру).
Смысл заданий такого рода заключается в поиске пути к определенной цели по приметам, задаваемым либо поворотами дороги, либо какими-либо характерными деталями (дерево, камень и т.п.). Например, детям может быть дана следующая инструкция: необходимо найти клад, закопанный на острове, если известно, что путь к нему лежит от побережья к высокой пальме, затем нужно свернуть к большому камню и искать клад недалеко от него, рядом с кактусом.
на развитие умения работать по образцу
а) «Образец и правило».
Предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок может рисовать фигуру, похожую на заданную, но пренебречь правилом и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом, методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований.
б) «Домик».
Упражнение из методики Н.И. Гуткиной представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, точно копировать его.
на развитие ассоциативной памяти
а) «Воздушный шар».
Необходимо называть ассоциации к слову, постепенно расширяя тему. Например, ассоциации к слову «небо» – облака, птицы, гром, самолет и т.д. Ассоциации могут быть не только на первое слово, но и на последующие. Можно продолжить: самолет, крыло, стюардесса, пилот и т.д. Игра подобно воздушному шару уносит вверх, открывая для нашего обзора все больше и больше слов.
б) «Кто больше?»
Посоревнуйтесь с ребенком: кто больше знает круглого? Скажите: «Я знаю круглое колесо, а ты?» Если ребенок ничего не вспомнит, сразу добавьте к «колесу» «шар». Когда первоклассник поймет, что от него требуется, по очереди произносите «круглые» слова: мяч, яблоко, солнце и т.д. Пусть последнее слово будет за ним, а вы не забудьте удивиться, признав его победу. «Пригрозите» взять реванш в следующий раз. Итак, кто больше знает холодного, теплого, зеленого, светящегося, поющего?
в) Метод ассоциации.
Методом ассоциации умело пользовался римский политический деятель Марк Туллий Цицерон при подготовке своих блестящих речей. Существует простейший способ создания упражнений на ассоциации. Следует написать 5-8 чисел и произвольно связать их с определенными лицами или предметами. За этим упражнением должно следовать другое такое же, в результате будут возрастать мнемонические способности мозга. Так можно выработать феноменальную память. В помощь учителю рекомендую книгу Ф.Лезер «Тренировка памяти».
на развитие зрительной памяти
а) «Зрительный диктант».
Упражнение похоже на запоминание картинок, только вместо картинок учитель предлагает различные геометрические фигуры. Ученики в течение 30 секунд рассматривают геометрические фигуры. Затем образец закрывается, а дети его воспроизводят (6-7 фигур – высокий уровень; 4-5 – средний; 3 и меньше – низкий).
б) «Живые картинки».
Детям предлагаются различные картинки. Надо на них посмотреть и постараться их запомнить. Учитель подсказывает: постарайся не только увидеть, но и почувствовать их запах, «оживи» их, вспомни звуки, которые ты слышал при «оживлении» картинок, почувствуй их руками и т.д.
в) «Одинаковые вещи».
Упражнение на детальное запоминание. Например, внимательно посмотри на эту вазу. Постарайся запомнить ее. А теперь найди эту вазу среди остальных. (Ваза демонстрируется в течение 30 секунд, затем закрывается.)
г) «Точки».
Детям кратковременно предъявляется клеточное поле, на котором определенным образом расположено несколько точек. Предлагается запомнить расположение точек и затем воспроизвести их, отметив на предварительно заготовленных карточках с незаполненными полями.
д) «Найди отличие».
Учитель предлагает детям две картинки, отличающиеся несколькими деталями. Необходимо найти все различающиеся детали. Картинки могут предъявляться как одновременно, так и последовательно. Кроме картинок, могут быть использованы последовательности геометрических фигур или числовые ряды, различающиеся, например, порядком расположения элементов.
Хорошее подспорье при подготовке к урокам – книга И.Ю.Матюгина «Зрительная память».
Елена ФЕДОТОВА, психолог, учитель начальных классов средней школы №877, Москва
Комментарии