Каждый из нас когда-то учился в школе и, разумеется, получал домашние задания. Некоторые могут похвастаться их постоянным выполнением, ну а остальные – коллекцией «отмазок» для учителя. Современные ученики в этом плане мало отличаются от своих предшественников, только в качестве причины они могут назвать то, что еще лет двадцать-тридцать назад было бы из разряда фантастики. Как вы думаете, что это?
Когда делегаты Форума Всероссийского сообщества наставников-просветителей (ВСНП) получили этот вопрос на командном квизе, правильно ответили очень многие, и немудрено. Ведь фактически из-за этого мы все и собрались в центре знаний «Машук».
Да, современные дети в качестве причины невыполнения заданий, да и вообще слабого интереса к учебе называют гаджеты – смартфоны, планшеты и прочие устройства, уводящие их из реального мира в виртуальный.
Что же может противопоставить учитель жизни по ту сторону экрана гаджета, где наши дети давным-давно уже аборигены, поколение, фактически родившееся с гаджетами в руке? Насколько эффективны запреты на использование смартфона на уроках или в школе вообще? Каким образом влиять на тот поток информации, который льется ежедневно на детей и взрослых, да и возможно ли это?
Эти вопросы достаточно остро стоят уже несколько лет. На все из них напрашивается вполне очевидный ответ: не можешь запретить – возглавь.
В самом деле, эксперт по поведенческой экономике Арсен Даллакян советует: «Если хотите изменить культуру, хотите изменить поведение – меняйте среду. Чтобы управлять человеком, нужно воздействовать не на человека, а на среду, в которой он находится, тогда он не замечает инструменты, на него влияющие, но действует согласно им».
Это значит, что сейчас мало просто проводить уроки и проверять тетради, нужно создавать и в виртуальном мире вокруг себя цифровой след, способный оказывать и обучающее, и воспитывающее влияние на ребят.
Именно так начали действовать те учителя, которые не побоялись выйти со своих страниц соцсетей или персональных сайтов прямо к своим ученикам, рассказывая о себе, школе, об образовании, о разумном, добром, вечном в режиме 24/7, как модно сейчас говорить. Еще в 2022 году таких активных педагогов пригласили в Совет учителей-блогеров при Общественном совете при Минпросвещения России. Тем не менее назвать их ежедневный труд просто блогерством мало. Блогеры есть очень разные, а часть из них вообще трудно назвать сеющими разум или добро.
Именно поэтому в 2023 году появилось новое сообщество педагогов – Всероссийское сообщество наставников-просветителей, ядром которого стали уже зарекомендовавшие себя за год работы учителя-блогеры, а 22-26 февраля 2024 года в центре знаний «Машук» состоялся первый форум молодого сообщества. Он собрал почти сто представителей 46 регионов нашей страны, перед которыми стояла большая задача: определить стратегию развития сообщества на ближайшее время. Каждый из делегатов приехал со своим уникальным опытом развития как личного образовательного блога, так и региональных пабликов, именно поэтому еще одной генеральной линией форума стал обмен опытом, ну и, конечно, все это было «упаковано» в традиционную для ЦЗ «Машук» форму трехдневного образовательного интенсива.
Сразу после открытия форума, на котором с приветствием к делегатам обратился генеральный директор центра знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков, состоялось удивительное командообразование. Разделившись случайным образом на группы, делегаты получили задание командно нарисовать некие картины по отдельным образцам. Все результаты нашего совместного и, кстати, очень дружеского, спокойного и творческого труда путем нескольких перестановок сложились… в поздравительную открытку ко Дню защитника Отечества! Хорошо, что мы занялись поздравлениями накануне, ведь сам праздник с утра и до позднего вечера проходил по очень плотному графику.
Во-первых, на все дни форума были распределены так называемые такты командной работы. Нам предстояло для начала вспомнить достижения, как собственные, так и совместные, определить, какие события смогут стать точками дальнейшего роста и для себя лично, и для сообщества в целом, ну и наметить направления работы. Выбрав самые важные направления, мы снова разделились на рабочие группы и отработали стратегию развития по каждому из них. Обсуждения проходили в формате «Мирового кафе», а завершилась командная работа публичной защитой для каждого направления. Результатом нашей совместной работы стала резолюция форума, определяющая стратегические ориентиры развития сообщества на ближайшее время, а значит, мы собрались на эту встречу не напрасно!
Во-вторых, в рамках программы форума нас ждали выступления ярких спикеров.
С лекцией об основах социальной инженерии и медиаграмотности перед участниками программы выступил руководитель «Мастерской новых медиа» Михаил Канавцев. Именно во время его лекции на слайде появилась цитата Даллакяна, которая вполне может служить неким манифестом действий неравнодушных педагогов. Особый интерес вызвала авторская модель формирования личности разного уровня – от безответственного исполнителя до руководителя – с осмыслением инструментов формирования каждого уровня – фильмов, книг, игр, сериалов, интернет-контента. То, о чем в принципе уже задумывались многие из нас, разложилось буквально по полочкам! Ведь наставники в наше время действительно стали не столько источниками знаний, сколько навигаторами в потоке информации, помогающими ребятам выбирать верифицированный и полезный контент, а также осознанно осмысливать ту информацию, которая агрессивно продвигается в виртуальном мире, с позиции вреда или пользы, правды или лжи. Научить распознавать скрытые смыслы в любом медиаконтенте – вот задача для современных наставников!
Еще одним запоминающимся моментом программы форума стал тренинг от эксперта в области публичных выступлений – актера театра и кино Алексея Маркова. Удивительно, что его подход был совершенно учительским: для начала он предложил сформулировать, кто такой наставник-просветитель вообще, чем он отличается от учителя или просто наставника. Очень ярким было его метафорическое определение целей и задач для всех этих категорий: учитель включает свет в комнате и передает знания присутствующим в ней, совсем как яркая лампочка в темноте невежества; наставник включает свет разума и сердца, помогает встать на ноги и идти вперед, подобно освещающему путь фонарю; а наставник-просветитель включает свет на стадионе и вокруг него, дает вектор будущего и создает импульс движения по этому направлению, олицетворяя собой целое солнце!
Вдохновленные такими метафорами, все включились в практическую часть тренинга, а именно в подготовку публичной самопрезентации и выступления. Особенно интересными были авторские советы по умению выйти к публике, сказать первое слово, начать и закончить свое выступление, да и просто стоять перед людьми. Оказалось, что есть масса неизвестных нам тонкостей ораторского искусства. Каждый попробовал выступить несколько раз, фиксируя выступление на видео, мы получили возможность проанализировать наши умения до и после тренинга. Ведь, как нас заверил лектор, главное в любом выступлении именно спикер, то есть мы сами!
Конечно, на форуме, куда приехали люди, создающие уникальный медиаконтент, обязательно должно было прозвучать слово эксперта в этой области, настоящего гуру в этом деле, ну или, как он сам себя называет, учителя от блога. Именно под таким псевдонимом уже более семи лет ведет свой блог учитель английского языка Андрей Федотов, собравший более чем двухмиллионную армию подписчиков. Наверняка каждый из нас видел хотя бы одно из его коротких юмористических видео, которые он создает вместе с учениками. Свое выступление о создании медиаконтента он превратил в интерактивную лекцию, участники которой свободно делились секретами в области ведения блога, многим действительно было что рассказать!
Хочу отметить, что среди участников форума были представители самых разных учительских сообществ: учителя года, представители Форума классных руководителей в лице как участников, так и амбассадоров и послов, члены экспертных сообществ, в том числе и Всероссийского экспертного педагогического совета, а также представители сообщества «Классная тема!». Кстати, сам Андрей Федотов с недавнего времени стал лицом этого профессионального телевизионного шоу, которое совсем скоро начинает свой третий сезон! Напоминаю, что график конкурсных испытаний и любую нужную информацию можно найти в сообществе ВК, QR-код которого прилагается.
Было бы неправильно просто разговаривать о важности создания образовательного контента и не дать для этого инструментов, тем более что среди участников были и амбассадоры ВК и «Сферума». Действительно, у наставников-просветителей есть масса полезных инструментов, разработанных этими двумя интернет-ресурсами, знакомыми любому учителю. Было весьма интересно и полезно непосредственно на практических занятиях, которые провели представители ВК и «Сферума», создать некий командный продукт, а главное – тут же получить призы!
Кстати, вручение наград стало памятным моментом нашего форума. Ведь сообщество наставников-просветителей работает недавно, но уже составляет почти тысячу человек! Среди них есть и те, кто с момента создания ВСНП стал ориентиром в работе для всех, наши активисты и пламенные идейные лидеры. Именно их на форуме торжественно наградили благодарственными письмами, давайте же познакомимся с ними!
Патимат Омаровна Омарова, декан факультета специального (дефектологического) образования, преподаватель Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала, Республика Дагестан, самый зажигательный спикер нашего форума и сообщества вообще.
Лилия Павловна Казанцева, учитель географии гимназии №18, г. Краснодар, идейный вдохновитель и организатор всех активностей сообщества и, кстати, амбассадор ФКР.
Татьяна Валериевна Коваль, МК НМУ «Городской методический кабинет Департамента образования и молодежной политики администрации города Ялта» МО ГО Ялта Республики Крым, одарившая абсолютно всех участников форума милыми открытками, изготовленными крымскими школьниками специально для нас.
Юлия Витальевна Минакова, художественный руководитель ансамбля скрипачей младших классов, преподаватель скрипки и альта Царскосельской гимназии искусств имени Анны Андреевны Ахматовой, г. Санкт-Петербург, благодаря которой я подумываю достать свою скрипку и снова играть!
Роман Александрович Вепринцев, заведующий Региональным центром развития студенческого самоуправления учреждений СПО Тульской области, преподаватель психологии общения Донского политехнического колледжа, Тульская область, а еще посол ФКР и организатор онлайн-курса по ведению соцсетей для региональных представителей ВСНП и всех желающих.
Татьяна Борисовна Рассолова, учитель русского языка и литературы средней школы №1, г. Великие Луки, Псковская область, амбассадор ФКР и финалист первого сезона «Классной темы!», ведущая радиопередач и инициатор множества активностей в ВСНП.
София Мурадовна Походий, учитель русского языка и литературы средней школы №4 имени А.М.Горького, Камчатский край, знакомая всему сообществу виртуально, а благодаря ее марш-броску через всю страну – теперь уже и в реальном мире!
Андрей Русланович Чернецков, заместитель директора начальной общеобразовательной школы №17, г. о. Красногорск, приехавший на форум с целой командой соратников из своей школы.
Светлана Владимировна Никитина, доцент кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, да, среди нас не только школьные учителя!
Екатерина Сергеевна Аввакумова, методист Дворца детского и юношеского творчества «На Ленской», г. Санкт-Петербург, а еще абсолютный победитель конкурса «Воспитать человека»-2023.
Елена Сергеевна Вострикова, учитель биологии и советник директора по воспитанию мысовской школы №56, Республика Бурятия, амбассадор ФКР и инициатор экологического направления в ВСНП.
Галина Андреевна Баранова, директор Калужского техникума электронных приборов, ее студентам можно только завидовать, ведь с ними настоящий лидер, подающий пример активной жизненной позиции.
Анастасия Викторовна Шрамко, учитель русского языка и литературы лицея №14 имени Героя Российской Федерации В.В.Нургалиева, г. Ставрополь, Ставропольский край, а еще призер конкурса «Учитель года России»-2021 и создатель медиацентра в своей школе.
Ирина Игоревна Аржанова, учитель русского языка и литературы Отрадненской гимназии Воронежской области, член Всероссийского экспертного педагогического совета, развернувшая такую бурную активность непосредственно в декретном отпуске!
Вилена Вячеславовна Лизяева, учитель математики многопрофильного лицея №20, г. Ульяновск, активист Молодежного министерства просвещения Ульяновской области, с которым мне тоже довелось поработать.
Наталья Геннадьевна Смарыгина, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, учитель английского языка лицея №73, г. Барнаул, известная своей активностью и среди навигаторов детства.
Константин Вячеславович Качкин, доцент кафедры фармакогнозии и ботаники Новосибирского государственного медицинского университета, а еще лектор общества «Знание».
Александр Сергеевич Андриенко, учитель основ духовно-нравственной культуры народов России, учитель дополнительного образования Сургутской технологической школы, г. Сургут.
Никита Сергеевич Запевалов, учитель русского языка и литературы средней школы №45, г. Ставрополь, наверное, один из самых молодых участников форума, но уже ставший победителем ряда профессиональных конкурсов, а в этом году участвующий и в краевом конкурсе «Учитель года»-2024 в номинации «Шаг в профессию».
Вы обратили внимание на то, что в этом списке сначала идет имя? Это еще одна тонкость, которой нас научил Алексей Марков: для самопрезентации важно начать с имени, а не с фамилии, как мы все привыкли!
От имени вообще зависит многое, как и от названия. Надеюсь, название нашего сообщества «Всероссийское сообщество наставников-просветителей» станет одним из самых известных в нашей образовательной среде, а количество участников будет только расти! Присоединиться к нам просто: заполнить анкету на странице в ВК и подождать одобрения. Ждем новых соратников и единомышленников, умеющих и желающих сеять разумное, доброе, вечное не только на уроках, но и за их пределами!
Юлия КАПАЛКИНА, учитель математики школы №1, лауреат конкурса «Учитель года России»-2018, ст. Зеленчукская, Карачаево-Черкесская Республика
Комментарии