Из разговора двух мам в приемной Управления образования города Воронежа:- Я очень рада, что мы переехали именно в этот город: появилась надежда – с моим ребенком начали по-настоящему заниматься, видно, как он меняется…- А где вы в Воронеже живете?- Пока снимаем квартиру, но старую продаем и надеемся здесь купить что-нибудь подходящее. Ради будущего своего ребенка мы готовы на все, а здесь у него есть будущее.
Сегодня уже более десяти семей из разных регионов России целенаправленно переехали в Воронеж на постоянное место жительства ради возможности получения инклюзивного и бесплатного образования для детей с расстройством аутистического спектра (РАС). С 2012 года в Воронежской области действует программа «Аутизм. Маршруты помощи», а в 2015‑м начали работу «ресурсные классы», причем не только в областном центре, но и в городах Борисоглебске, Лисках, Россоши и Острогожске. В детских дошкольных учреждениях для детей-аутистов открыты «ресурсные группы». Согласно цифрам, которые приводит Воронежский институт развития образования, сегодня на территории региона реализуют адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ 493 школы, в которых обучаются 2309 ребят с ограниченными возможностями здоровья, и 134 детских сада – в них 2365 детей с ОВЗ. Специальное обучение для сопровождения детей с особыми образовательными потребностями прошли 785 педагогов. С сентября 2017 года вопросами координации деятельности по сопровождению детей с ОВЗ в Воронежской области занимается вновь созданный Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.Говорит исполняющий обязанности руководителя Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов:- Воронежская область на протяжении последних лет занимается развитием в регионе концепции инклюзивного образования, приоритетность которого не снижает роли других вариантов образования детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом сегодня более 50 процентов родителей детей с ОВЗ хотели бы обучать своих детей в общеобразовательных школах и детских садах. Чтобы удовлетворить этот растущий запрос на инклюзивное образование, необходимо решить целый ряд вопросов, и руководство Воронежской области демонстрирует готовность в проектном режиме решать все эти вопросы, обеспечивать возможность последовательной работы: от постановки диагноза до самого сложного этапа – жизни в обществе. Толчком к созданию системного подхода в обучении лиц с ОВЗ в Воронежской области стало начало реализации с 2012 года правительством региона совместно с благотворительным фондом «Выход» комплексной программы «Аутизм. Маршруты помощи». В рамках этой программы в разряд первоочередных были включены мероприятия по созданию образовательной среды для детей с РАС дошкольного и школьного возраста. С 2015 года было открыто 17 ресурсных площадок (четыре из них – в районах области). Общее количество детей с РАС, охваченных инклюзивным образованием, сейчас составляет 138 человек. Система образования региона ориентирована на увеличение количества инклюзивных школ.Деятельность по созданию условий для качественного образования детей с РАС помогла сформировать системный подход к образованию детей с ОВЗ по другим нозологиям. В настоящее время на территории Воронежской области действует приоритетный проект «Особенный ребенок», задачей которого является создание системы обеспечения равного доступа к образованию детей с ОВЗ с учетом разнообразия их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.О том, как в реальности складываются непростые судьбы семей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра, и о том, как они оказались в Воронеже, рассказывают сами родители.Мама Екатерина:- Мы специально переехали в Воронеж в 2016 году, чтобы Кирилл пошел здесь в школу в 2017‑м. Мы жили в Москве, но там работает только школа надомного обучения. И мы все сделали для того, чтобы попасть в ресурсный класс в обычной школе, пусть и в Воронеже. У нас восемь человек в классе и восемь тьюторов. Каждую четверть тьюторы менялись. Вообще педагогический состав подобрался просто супер! Они так старались, чтобы дети сотрудничали, чтобы не было отрицательной реакции на смену тьюторов ни у одного ребенка, применяли все свои способности. Когда мы пришли в школу, стоял вопрос: готовы ли родители обычных детей к тому, что в ней откроется такой необычный класс? А сегодня все складывается замечательно: дети из первого «Б», в который мы зачислены, приходят на переменах к нам в ресурсный класс, а наши дети ходят к ним на уроки. Когда общаешься с другими родителями проблемных детишек на форумах, в соцсетях и пишешь, где мы живем и учимся, многие завидуют и пишут, что уже планируют продать квартиру и ехать в Воронеж.Мама Татьяна:- Моей дочке скоро исполняется семь лет. Мы начали готовиться к поступлению в школу с ноября, а недавно переехали в Воронеж из Саратова, чтобы ребенок учился в ресурсном классе. Купили квартиру около школы, на Ленинском проспекте. В Интернете много информации, там упоминаются города с инклюзией: Москва, Санкт-Петербург, Воронеж и Белгород. В связи с Воронежем всплывает название родительской организации «АутМама». Я написала им письмо, и они откликнулись, написали, что сказки нет, все сложно, но реально. Мы решили использовать этот шанс. Сейчас заканчиваем оформлять местную прописку и собираем заключения воронежских специалистов ПМПК.В конце апреля в Воронеже прошел всероссийский научно-практический семинар «Организация образования детей с расстройствами аутистического спектра с использованием моделей «ресурсный класс» и «ресурсная группа». Хозяева были рады поделиться опытом и ознакомить участников встречи с работой образовательных площадок, в составе которых есть ресурсные классы и ресурсные группы. Говорит Татьяна Бондарева, директор одной из таких площадок – гимназии имени Андрея Платонова:
– Создание образовательных условий для детей с особыми потребностями – это не просто хорошее и, безусловно, полезное дело. Это требование нашего законодательства ко всем образовательным организациям страны. Модель обучения детей с РАС «ресурсный класс», на наш взгляд, удобна для организации мягкого движения к инклюзии детей с особенностями в поведении. В прошлом году мы начали обучать первоклассников с РАС по этой модели: сначала они, как и все дети, адаптировались к среде школы. И тут нужно отметить работу педагогов и тьюторов – как аккуратно и планомерно строилась работа по увеличению полноценных инклюзивных уроков! В прошлом учебном году четыре ученика из среды ресурсного класса перешли в общеобразовательные классы к сверстникам.
Комментарии