search
main
0

Вслед за мамой

Семейные ценности и общая мечта

Педагоги из династии Луничкиных – Санковских – Климовых преподают в разных школах России. Мария Ивановна Санковская 30 лет была директором ленинской семилетней школы №1 (сейчас это школа №1466 имени Надежды Рушевой). И дочери Марии Ивановны выбрали профессию педагога, кто-то стал учителем в школе с углубленным изучением иностранного языка, а кто-то воспитывал детей с ослабленным зрением и учил их видеть душой, а не глазами. Многие сестры, племянницы, мужья членов династии продолжают дело своих родственников и по сей день. А в нашей школе работают Наталья КЛИМОВА и ее двоюродная сестра Татьяна ФИЛАТОВА.

 

Наталья Климова

Наталья Евгеньевна, вы с детства мечтали стать учителем, как мама?

– В детстве, конечно, об этом не думаешь, но к педагогике меня тянуло постоянно. Когда я была маленькой, мама приводила меня в школу, и учителя, у которых было «окно», сидели со мной. То есть для меня все учителя были мамами. Я любила детей, даже когда сама была ребенком. В 12 лет уже руководила детским театром, который был у нас во дворе. Мы ставили спектакли, собирали соседей, рассаживали их и показывали свои спектакли. В школе я тоже создала театральную студию для детей, мы делали шикарные постановки, нам даже директор разрешала за деньги их показывать. А потом организовала такую же театральную студию, но для учителей, мы выезжали и выступали, нас приглашали на банкеты, свадьбы и дни рождения.

Многие ли знают о вашей династии учителей?

– Учителя из школы, конечно же, знают, потому что не одна я из нашей династии тут работаю. Почти вся семья работала здесь, учителя, которые в этой школе давно, не только знают нашу династию, некоторые уже стали родственниками. Мы здесь все переплелись. Друг друга знаем, по-семейному ходим в гости, собираемся большой компанией из учителей. Существует книга «Педагогические династии города Москвы», там как раз написано про нашу педагогическую династию. Раньше районный отдел народного образования собирал сведения о ветеранах и династиях в школах, для того чтобы потом это публиковать.

В каких классах вам интереснее работать?

– Я преподаю у школьников с 1‑го по 11‑й класс. У каждой параллели свои интересные черты. Для маленьких нужен специальный, тонкий труд закладывания знаний. В случае со старшими мне всегда приходилось работать в трудных классах, здесь важна своя позиция. У меня как у классного руководителя было и по два класса. Это очень интересно, когда старшие воспитывают младших. В старшей школе мне постоянно доставались выпускные классы, и с этими ребятами мы до сих пор встречаемся, у нас теплая компания. Они никогда не садятся за праздничный стол без меня. Приятно, когда дети тебя ценят, обнимают, целуют и называют мамой.

Что бы вы посоветовали тем ученикам, которые хотят стать учителями?

– Учитель – это состояние души. Самое главное – любить детей. Любить так, как ты бы любил своего ребенка, даже, может быть, немного больше.

 

Татьяна Филатова

Татьяна Григорьевна, расскажите, как вы решили стать учителем и повлияли ли родственники на ваш выбор?

– С моим поступлением в пединститут была очень интересная история: моя тетя – директор школы, ее двоюродная сестра была физиком, а двоюродная сестра – математиком. Они были категорически против того, чтобы я поступала в пединститут. И другая двоюродная сестра меня устроила после 10‑го класса в управление Московской железной дороги. Я пошла туда работать и, никому не говоря, поступила в Московский областной педагогический институт имени Н.К.Крупской. В нашу школу впервые я попала 1 сентября 1967 года первоклассницей, потом, пока училась в институте, работала здесь старшей пионервожатой. Отработав 5 лет, решила, что начинать карьеру преподавателя лучше в другой школе, поэтому ушла на несколько лет. Но, придя сюда снова в 1990 году, не взяла ни одного больничного и работаю по сей день.

Как вы считаете, что в профессии учителя важнее всего?

– Во-первых, нужно любить детей. Во-вторых, очень важен творческий потенциал, чтобы детям было интересно. Сейчас, конечно, для этого больше возможностей, а раньше учителя, в том числе и я, только ратовали за творческий подход, доказывая своей деятельностью его эффективность.

Существует ли у вас какойто фирменный подход к детям?

– Очень важно относиться к детям с уважением, к каждому независимо от его способностей. Единственное, что скажу: когда у детей не было столько телефонов, с ними было интереснее общаться. Они что-то запоминали, узнавали. А сейчас телефоны обедняют детскую жизнь, их общение и интересы. Еще у меня всегда была традиция выезжать минимум раз в месяц на какую-то городскую экскурсию и раз в два месяца за пределы города. У меня даже был выпуск в 2005 году, я им сделала сборник фотографий в карте с наших поездок и подарила на выпускной.

Были ли у вас сложности, когда вы начинали?

– Сложность была в том, что первые годы я работала в школе-новостройке. Дети друг друга не знали, а количество людей в классах зашкаливало, все сидели по три человека за партой, это было самое тяжелое. Страха перед учениками не было, немного паниковала, это да. И помочь было некому, учителя тоже друг друга не знали. Но у меня был опыт, я ведь вожатой работала, это дало мне многое.

Какой совет вы бы дали молодым учителям?

– Наверное, любить детей, без этого никак. Также посоветовала бы не зацикливаться на проблемах, начинать каждый урок с чистого листа, не накапливать негативные эмоции.

 

Алена САМОШИНА, Алиса МЕРКЕЛИТЕ, пресс-центр «Царицыно» школы №1466 имени Надежды Рушевой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте