В Германии детям и молодым людям активно помогают развиться в самостоятельную личность, раскрыть свои социальные способности. Побуждают их помогать и защищать социально обделенных. Создаются условия для того, чтобы молодое поколение могло найти ответы на все свои вопросы и реализовать потребности.
Детская и молодежная политика – самостоятельная область в сфере семьи, образования, здравоохранения, социальных вопросов, рынка труда. Основная цель ее – обеспечить юным гражданам место и будущее в обществе.
Основным инструментом этого можно считать Федеральный фонд по делам детей и молодежи. Особое значение здесь имеют Отчеты федерального правительства бундестагу и бундесрату (парламенту) о положении молодежи: ежегодный анализ состояния дел и предложения по дальнейшему решению проблемы.
Помощь оказывают негосударственные и государственные организации на уровне федерации, федеральной земли, областных организаций, местных ведомств по делам молодежи. Именно они стали основным звеном поддержки, на них лежит главная задача этой деятельности. Отчеты оказывают значительное влияние на законодательные процессы в сфере детства, молодежи и семьи и на конкретные политические действия. Отчеты о молодежи имеют, в частности, две важные функции: обратить общественное внимание и сознание к ситуации с молодежью, побудить все общественные сферы к действиям.
В цели образования и воспитания входит задача: подвести детей, подростков, юношество к самоопределению и ответственности за себя. Важное значение придается участию молодых людей в молодежной работе. Ее содержание определяется ими и воплощается при их участии. При этом происходит индивидуальная самореализация, укрепляется воля и способность к ответственному участию в государственной и общественной жизни.
Молодежная работа в отличие от других сфер деятельности дает детям и молодым людям возможность для самостоятельной учебы и деятельности. Они могут учиться и участвовать в формировании своего будущего и окружающей среды.
Молодежная работа ориентируется на непосредственную жизненную ситуацию молодых людей. Поэтому политическая ответственность за нее – задача органов местного самоуправления.
Акции многочисленных союзов, групп и инициатив молодежи меняют картину молодежной политики в зависимости от места и времени.
К основным задачам молодежной работы относятся различные аспекты, которые по-разному проявляются в различных услугах. Это в частности: внешкольное образование молодых людей в дополнение к семье, школе и профессии с общим образованием, которое должно развить в них способность к самоопределению и подвести их к общественной ответственности и социальной активности; политическим образованием, которое дает знания об обществе и государстве, способствует выработке суждений о политических процессах и конфликтах и должно выработать способность к восприятию собственных прав и интересов, а также обязанностей и ответственности по отношению к обществу, побудить их к сотрудничеству в формировании демократического общества и государственного строя; социальным образованием, которое должно побудить и выработать у молодых людей способность мобилизовать силы для участия в социальных акциях на благо людей; культурным образованием, которое должно выработать у детей и молодежи способность творчески разбираться в вопросах искусства и культуры; повседневности и способствовать творчески-эстетическим действиям в области тех или иных видов искусства; естественно-научным, экологическим и техническим образованием, которое должно побудить детей и молодых людей к активному рассмотрению проблем естественных основ жизни.
Международная молодежная работа дает возможность непосредственного общения молодых людей из разных стран и их совместной учебы и работы независимо от границ. Отдых детей и молодежи, через который осуществляется оздоровительная, социально и политически ориентированная помощь.
Молодежные организации
Их деятельность – это область социализации, которая существенно отличается от классических сфер социализации. Она состоит в следующем.
Представляет интересы молодых людей во всех сферах перед государством и обществом. Это и есть политика поперечного разреза, а именно: вмешательство во все политические процессы и решения, которые затрагивают интересы молодых.
Молодежные организации рассматривают себя как объединение детей, подростков и молодых людей. Они действуют самостоятельно без государственного влияния. Финансирование при этом осуществляется из государственных средств. Они претендуют в первую очередь на воспитательную и образовательную роль. Но в противоположность школьному образованию здесь все строится на добровольной основе, без давления оценок, баллов, достижений, свойственных учебному учреждению. Это дает молодым людям возможность совместно с другими научиться демократическому поведению и политически ответственным поступкам, а также представлять свои интересы. Сюда относится как рефлексия исторического опыта, так и столкновение с современными политическими, социальными и экологическими проблемами.
Молодежные организации в Германии объединились в земельные округа молодежи для того, чтобы иметь возможность на уровне земель совместно и эффективно представлять интересы детей и юношества в земельных правительствах и парламентах и перед общественностью. В рамках делового сотрудничества молодежь заявляет свои интересы государственным органам и общественным группам, и это придает их требованиям большую силу.
Организации культурного образования молодежи поставили своей целью содействовать ее развитию.
Оно вносит особый вклад в развитие личности и открывает молодым людям возможность участия в культурной жизни общества. Делает доступным дифференцированное общение с искусством, культурой, воодушевляет на собственные творческие, эстетические действия в области музыки, танца, театра, игры, кино, литературы, фотографии, видео, электронных средств информации, изобразительного искусства, компьютера. Развивает фантазию и творческий потенциал, способность к суждению, критике, терпимости по отношению к собственным и чужим художественным формам выражения в их общественных взаимосвязях. Предполагает содержательные возможности организации свободного времени и сознательного, активного рассмотрения собственной ситуации.
Социальная работа с молодежью
Социальная работа с молодежью – это все услуги, учреждения, службы и мероприятия для молодых людей, поддерживающие их в том, чтобы они нашли свое место как признанные, активные и ответственные члены общества. Это своего рода адвокат молодых людей. Она развивает и поддерживает социально-педагогические и связанные с профессиональной деятельностью услуги, ориентированные на индивидуальные и общественные потребности. В центре действий находятся: помощь молодым людям, консультирование их; поддержка и стимулирование молодежи в их школьном и профессиональном обучении, их адаптации в профессиональном развитии.
Законы, касающиеся детей и молодежи
В Германии есть законы, которые занимаются исключительно специфическими проблемами детей и молодежи.
Закон о помощи детям и молодежи. В нем зафиксировано право молодежи на помощь в различных жизненных ситуациях.
Закон о защите молодежи в общественных местах содержит правила пребывания в опасных для молодежи местах, предусматривающие состав преступления для задерживания.
Закон о распространении литературы, представляющей опасность для молодых людей, – закон применим как к печатным изданиям, так и к носителям звуко- и видеозаписи, иллюстрациям и другим изображениям. Он различает две категории изданий, представляющих опасность для молодых людей: «издания, которые способны нанести вред нравственности детей» и «явно наносящие большой вред нравственности молодых людей».
Закон, защищающий работающую молодежь от завышенных требований и опасностей заботится об их здоровье.
Закон о гражданской службе лиц, отказавшихся от военной службы, определяет, что во время прохождения службы отказники от военной службы выполняют задачи прежде всего в социальной области, которые служат общему благу.
Закон о суде по делам молодежи регулирует создание судов по делам молодежи.
Закон о волонтерах в развивающихся странах – социальное обеспечение волонтеров и членов их семей, защита их от риска в стране пребывания.
Закон о поддержке Добровольного социального года – правовое уравнивание работников в вопросах социального страхования предоставлением налоговых льгот, выплатой пособий и т.п.
Закон о поддержке Добровольного экологического года предоставляет возможность развить индивидуальность и сознательное отношение к окружающей среде и действовать в интересах природы.
Закон о содействии труду – предоставление обучаемым пособия на профессиональное обучение на предприятиях или в центрах профессионального обучения.
Закон о профессиональном образовании устанавливает, что профессиональное образование включает в себя профессиональное обучение, профессиональное усовершенствование, профессиональное переобучение (не распространяется на профобучение в школах). Регулирует правовые отношения между обучаемыми и обучающими.
Закон о поддержке профессионального образования посредством планирования и исследования создает основы для статистики профессионального образования и определяет задачи Федерального института профессионального образования.
Закон о посредничестве при усыновлении/удочерении. Оно может производиться только соответственно обученными специалистами, регулирует запреты на посредничество и содержит положение о наказании за торговлю детьми при поиске эрзац-матерей.
Федеральный закон об индивидуальной поддержке обучения обеспечивает право на поддержку обучения.
Федеральные министерства
Формирование молодежной политики относится к министерству по делам женщин и молодежи, которое отвечает за представление интересов детей и молодых людей в других областях политики. Но в Германии есть ряд федеральных министерств, которые, хотя и лишь в качестве одной из составных частей, занимаются развитием детей и молодых людей и отвечают на вопросы, которые могут быть важны для детей и молодежи: федеральное министерство по делам семьи и пожилых людей; федеральное министерство труда и социального обеспечения; федеральное министерство здравоохранения; федеральное министерство образования и науки и др.
Тамара ТЮЛЯЕВА, кандидат исторических наук
Комментарии