search
main
0

Всероссийская олимпиада школьников должна объединить вокруг себя все остальные. Эдуард НИКИТИН, ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Сегодня стихия олимпиадного движения захлестнула практически все вузы России. При этом вузовские олимпиады не ставят целью выявление одаренных ребят, для них это лишь способ зачисления в свой собственный вуз новых абитуриентов на основании результатов олимпиады без экзаменов. Это само по себе незаконно, ведь большинство вузовских олимпиад, за исключением тех, которые проводят МГУ, МГТУ имени Баумана и МФТИ, не имеют статуса всероссийских. Ведь на льготное поступление без экзаменов имеют право только победители Всероссийской олимпиады школьников. Вообще сегодня назрела ситуация, когда необходимо проанализировать все то, что происходит в олимпиадном движении, упорядочить все олимпиады, проходящие в России. Их, кстати, насчитывается более 200. Такую аналитическую и экспертную работу могут провести лишь опытные специалисты, много лет работающие во Всероссийской олимпиаде школьников, у которой более чем сорокалетние славные традиции.

В положении о проведении Всероссийской олимпиады школьников четко определена техническая сторона проведения олимпиады, выработаны единые критерии для всех предметов, по которым проходит олимпиада, прописаны ее пять этапов – школьный, муниципальный, региональный, окружной и всероссийский. Сейчас, кстати, окружной будет отменен. На мой взгляд, очень важным моментом для проведения олимпиады является соответствие ее заданий школьной программе, критерии и оценка результатов. Сейчас Всероссийская олимпиада школьников проходит по всем школьным предметам, а их в базисном учебном плане 21. Это еще раз подчеркивает тот факт, что для Всероссийской олимпиады главным результатом является выявление одаренных, талантливых ребят, а не только отбор студентов для вузов. Всероссийская олимпиада – это громадный организм, живущий своей жизнью и по своим правилам. В то же время она связана со всеми процессами, происходящими в образовании. У нее четкая организация и четкая структура в отличие от доморощенных вузовских олимпиад. Кроме того, Всероссийская олимпиада предусматривает жесточайшую закрытость заданий. А это гарантия того, что победят действительно талантливые ребята. Многочисленные вузовские олимпиады таят в себе опасность коррумпированности, особенно если по их результатам победители смогут поступать в вуз без экзаменов. Помимо льготного поступления в вуз у Всероссийской олимпиады есть, кстати, еще одна привлекательная сторона – ее победители получают президентскую премию в размере 60 и 30 тысяч рублей. Президентский грант получают также призеры олимпиад МГУ, МГТУ имени Баумана и МФТИ. Поэтому, на мой взгляд, Всероссийская олимпиада школьников должна объединять вокруг себя все остальные. Нельзя потерять то, что уже наработано, ведь Россия из года в год традиционно занимает призовые места на международном уровне. Этот год оказался для наших международных предметных команд особенно урожайным на медали. Так, на международной олимпиаде по математике в Мадриде у нас было в этом году 6 золотых медалей, на физической в Ханое – 3 золотые медали, на химической в Будапеште – 4 золотые медали, из Туниса, где проходила олимпиада по географии, привезли одну золотую медаль. Практически все наши участники заняли призовые места. А это само по себе говорит об уровне Всероссийской олимпиады школьников. Вообще в этом году во Всероссийской олимпиаде школьников участвовали 106 тысяч ребят, получается, что практически каждый 20-й школьник причастен к олимпиадному движению. Мы очень внимательно относимся к выбору региона, в котором проходит заключительный этап Всероссийской олимпиады. Ключевым моментом в этом выборе для нас является то, что это должен быть яркий региональный праздник с широким привлечением общественности, видных ученых, средств массовой информации. Открытие Всероссийской олимпиады должно стать самым крупным событием года для города. Кстати, как пример такого праздника могу привести проведение олимпиады по экологии в Геленджике. Думаю, что это событие запомнится и горожанам, и, конечно же, приехавшим со всех уголков России ребятам, участникам олимпиады.

Важнейшая сторона олимпийского движения – ее кадры, те педагоги, которые готовят ребят к разным этапам Всероссийской олимпиады школьников, в том числе и к международной. Это точечная штучная работа, она требует от педагога особой одаренности. Чтобы подготовить победителя Всероссийской, а тем более международной, олимпиады, требуется высочайший профессионализм. Такой педагог должен быть энциклопедистом, прекрасно знающим свой предмет, высоконравственным и высококультурным человеком, энтузиастом, способным вести ребенка на протяжении длительного времени от одной ступени к другой. Почему у нас вся страна знает знаменитых тренеров, к примеру Винер, а вот те, кто готовит призеров Всероссийской и международной олимпиад, прославляющих Россию не меньше, чем спортсмены, остаются незаслуженно в тени? Думаю, что учитель, вырастивший победителя Всероссийской и международной олимпиады, должен автоматически получать звание заслуженного. Кстати, мы пытались создавать школы вокруг этих талантливых педагогов, но оказалось, что их опыт сугубо индивидуальный, не подлежащий тиражированию.

Хочу также подчеркнуть, что участие Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в качестве федерального оператора, курирующего Всероссийскую олимпиаду школьников, повысило качество нашей методической работы в целом. Активно участвуя в подготовке всех этапов олимпиады, анализируя ее результаты, мы можем выявить типичные ошибки ребят, а затем подготовить аналитические справки и рекомендации для региональных институтов повышения квалификации с тем, чтобы они совершенствовали свою работу. Ведь участие во Всероссийской олимпиаде – это своеобразный Олимп для учителя, высшая планка в его работе, к которой он должен стремиться. Так что вполне логично, что именно Академия повышения квалификации занимается Всероссийской олимпиадой, это одна система, грамотно организованный круговорот. Кроме того, как бы там ни было, но задачи Всероссийской олимпиады должны соответствовать школьной программе, базироваться на ней. У нас также есть свой журнал «Всероссийская олимпиада школьников», по итогам года мы выпускаем методическое пособие по каждому предмету, это очень помогает учителям в их работе. Кроме того, организуем обучение педагогов по подготовке школьников к участию во Всероссийской олимпиаде. Академией повышения квалификации разработан целый комплекс согласованных мер, которые мы проводим в жизнь совместно с региональными институтами повышения квалификации. Поэтому так важно сохранить не только накопленный опыт, но и согласованную, четко работающую систему по организации и проведению Всероссийской олимпиады школьников.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте