Окончание. Начало на стр. 20
3. Как, по-вашему, можно преодолеть сложившуюся в последние годы политическую апатию избирателей?
4. Какова роль СМИ в период избирательной кампании? Могут ли они оказать сильное влияние на политический процесс?
5. Чем мажоритарная избирательная система отличается от пропорциональной? Какая избирательная система существует в РФ?
6. Может ли в результате демократических выборов прийти к власти политик, который затем установит в стране диктатуру? Приведите примеры.
7. Как кандидаты в депутаты осуществляют свое право баллотироваться на выборах? Какие гарантии дает кандидату в депутаты российское законодательство?
8. Что такое референдум? Какие вопросы выносятся на референдум? Не целесообразнее ли ввиду больших расходов отказаться от него?
9. Свободные демократические выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа. Как вы это понимаете?
10. ООН выработала ряд основных критериев выбора. Одним из критериев является то, что выборы должны быть свободными и справедливыми. Почему эти критерии представляют особую важность?
Президент. Парламент. Правительство
1. Считается, что конституция – это договор между гражданами. Как вы это понимаете?
2. Что такое представительные органы власти и в чем их преимущества и недостатки?
3. Для чего существует двухпалатный парламент? Покажите это на примере Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Как вы понимаете положение “Народ – источник власти”?
5. У какой из двух ветвей государственной власти – парламента или правительства – должно быть больше полномочий?
6. Выскажите свое мнение относительно обьема президентских полномочий в России.
7. Познакомьтесь с текстом и найдите ошибки:
“23-летний Юрий сразу после окончания юридического колледжа был избран судьей районного суда. Все бы хорошо, но зарплата показалась невысокой, а у него только что родился сын. Юрий пришел к главе районной администрации и попросил повысить должностной оклад. Тот позвонил в областной арбитражный суд и попросил разрешения прибавить молодому специалисту зарплату. Получив согласие, подписал приказ об увеличении жалованья в два раза”.
8. Какие законы и почему вы приняли бы для России в первую очередь?
9. Каким бы вы хотели видеть будущего президента нашей страны?
10. Перечислите и кратко опишите 10 основных правил устава вашей школы, по которым вы бы хотели жить.
Права человека
1. Что такое презумпция невиновности; какое значение она имеет для обеспечения прав человека?
2. Что означает право человека на охрану его личной жизни?
3. Что такое альтернативная воинская служба; какое право человека может быть обеспечено ее введением?
4. Почему прессу в демократическом государстве называют четвертой властью?
5. Что такое феминизм; каково ваше отношение к этому явлению?
6. Какое значение для России может иметь введение частной собственности на землю? Обоснуйте свое мнение.
7. Академик Андрей Сахаров сказал крылатую фразу: “Инакомыслящие нужны обществу”. Как вы понимаете эту мысль?
8. Гражданин Н. продал свою квартиру и вступил в одну финансовую компанию, которая вскоре исчезла. Н. оказался бомжем. После скитаний по вокзалам он явился в органы власти и, ссылаясь на статью 40 Конституции РФ, потребовал себе жилье. Выскажите свое отношение к этой ситуации.
9. Как вы относитесь к идее отмены в России смертной казни?
10. Есть предложение, помимо “Всеобщей декларации прав человека”, создать “Всеобщую декларацию обязанностей человека”. Что вы думаете по этому поводу?
Зарубежный опыт демократии
1. Политологи спорят о том, каким государством считать Великобританию: федеративным или унитарным. Какую позицию вы заняли бы в этом споре?
2. Как соотносятся полномочия исполнительной и законодательной властей в различных странах?
3. Как вы относитесь к существованию в США, Великобритании только двух основных политических партий?
4. Какую роль играет омбудсмен (советник по правам человека) в демократических государствах?
5. Какие формы парламентского контроля за деятельностью правительства в зарубежных странах вы знаете?
6. Наличие каких признаков позволяет говорить о сложившемся гражданском обществе? Приведите примеры из жизни зарубежных стран.
7. Назовите положительные и отрицательные стороны федерализма по национальному и территориальному принципам. Подтвердите свои выводы примерами.
8. Чем вы можете обьяснить тот факт, что во Франции только в ХХ═в. сменилось несколько конституций, а конституция США не менялась ни разу?
9. Может ли быть монархия демократическим государством?
10. Какими путями граждане могут влиять на решения правительства в зарубежных странах?
P.S.
Ваши ответы мы ждем до 15 марта, а это значит, что не позднее 1 марта 1997 года вы должны их отправить почтой по адресу: 103012, г.Москва, ГСП-2, Ветошный переулок, дом 13-15. Редакция “Учительской газеты” с пометкой: “Олимпиада”.
Не забудьте, пожалуйста, указать полностью свои имя и фамилию, точный домашний адрес, номер и адрес школы, класс, телефон. Обязательно сообщите также фамилию, имя и отчество вашего учителя по соответствующим учебным предметам.
Каникулы
Елка, мороженое… и футбол
коло десяти тысяч юных воспитанников детских домов, школ-интернатов, детей-инвалидов стали гостями спортивно-развлекательного праздника “Новогодняя елка в “Олимпийском”, состоявшегося в крупнейшем спортивном комплексе Москвы. Ребята увидели яркое, интересное представление с участием ведущих артистов театров и цирков города, смогли стать участниками общедоступных соревнований, проходивших на всех этажах вместительного “Олимпийского”.
А призами этого благотворительного “праздника счастья”, генеральным спонсором которого стала компания “Русское золото”, были сладкие подарки от фирм “Столичное мороженое”, “Марс”, кафе “Ликомп-люкс”, видеокассеты с мультфильмами от фирмы “Стилан-Холдинг”, книжки для раскраски от компании “Джем плюс”, джинсы, презентованные дирекцией ресторана “Арагви”, электронные игры от компании “Джин НО”.
Вместе с Департаментом образования Москвы, городским спорткомитетом этот праздник организовала дирекция “Московского международного марафона мира”.
Еще больше участников – около 20 тысяч ребят – были приглашены на спортивный праздник “Рождество на Воробьевых горах”, проведенный Московским городским Дворцом творчества детей и юношества, городским спорткомитетом, дирекцией ММММ, Департаментом образования и Московским городским физкультурно-спортивным обьединением.
Массовые состязания по лыжным гонкам, хоккею, гонкам на собаках, прыжкам с трамплина и биатлону, веселый карнавал и концерт порадовали сотни детей.
Интересные соревнования проводят в эти морозные дни не только дети. В зимнем манеже “Чертаново” состоялся турнир по мини-футболу, организованный Федерацией спортивных журналистов России и Московским городским физкультурно-спортивным обьединением. Его победителем стала команда тренеров, руководителей и преподавателей специализированных школ олимпийского резерва МГФСО. В финале эта команда победила клуб “Дина”. В турнире, где разыгрывались призы, учрежденные фирмой “Пьер Смирнофф”, участвовали также сборные журналистов столицы, команды московских артистов, агентства РИА-Новости и “Аргументов и фактов”.
Как рассказал вашему корреспонденту начальник Управления информации и печати МГФСО Алексей Таиров, в ближайших планах обьединения проведение подобного турнира по баскетболу.
Владимир ВАТУТИН
Фото Михаила КУЗМИНСКОГО и Владимира МОРОЗОВА
Комментарии