На встрече с лауреатами Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009», состоявшейся 5 октября 2009 года в Форум Холле в Москве, Президент РФ Дмитрий Медведев обсудил с лучшими педагогами России вопросы, волнующие и учителей, и учеников, и родителей. Среди затронутых проблем особое место занял единый государственный экзамен. Президент дал оценку результатам и определил свое видение перспектив единого государственного экзамена.
Президент России назвал единый государственный экзамен значительным шагом вперед по пути развития системы российского образования. По мнению Медведева, положительными моментами ЕГЭ стали объективность и справедливость системы оценивания знаний, антикоррупционная направленность экзамена, возможность поступления в различные вузы вне зависимости от места проживания, повышение ответственности каждого молодого человека, вступающего во взрослую жизнь, за свое будущее. Вместе с тем выявленные определенные сложности при внедрении ЕГЭ требуют проведения существенных корректировок методологии исполнения.
Не случайно следующим закономерным шагом стало создание Комиссии при Президенте РФ по совершенствованию проведения единого государственного экзамена.
В системе образования Северного округа подготовке выпускников к итоговой аттестации уделяется особое внимание. Работа в этом направлении начинается задолго до 11-го класса.
Задача создания условий для проведения независимой оценки качества знаний и умений обучающихся, проведения системных диагностических исследований в окружном методическом центре подтолкнула к созданию структурного подразделения мониторинга и диагностики качества знаний. В обязанности сотрудников подразделения входила организация системного анализа качества знаний обучающихся, определения условий, необходимых для устранения причин неуспешности в учении.
Обеспечивать комплексный подход к решению этих задач были призваны и структурные подразделения, открытые на базе образовательных учреждений округа «Центра мониторинга качества образовательной деятельности» (ЦО №№1601 и 1296, лицей №1575) и занимающиеся систематизацией информации о состоянии и развитии образовательной деятельности, результатах мониторинговых исследований, прогнозированием развития образовательного процесса.
Особая роль при проведении мониторинговых исследований в выпускных классах отводилась психологическим службам. Не секрет, что создание комфортных условий при подготовке к итоговой аттестации позволяет преодолеть психологический барьер, настроить ученика на ситуацию успеха, позволить мобилизовать ресурсы. Немаловажную роль играет и подготовка родителей к итоговой аттестации как равноправных участников образовательного процесса.
Таким образом, создание комплексной системы проведения независимой диагностики уже с начальной школы позволило выявить реальные возможности организации учебно-воспитательной модели в каждом образовательном учреждении, построить индивидуальные маршруты движения школ, успешно решать возникающие проблемы.
Массовое участие образовательных учреждений в итоговой аттестации учащихся 9-х классов в новой форме способствовало формированию положительного опыта как для педагогических коллективов, так и для учащихся.
В каждом районе на базе образовательных учреждений были созданы консультационные пункты не только по обязательным предметам итоговой аттестации, но и по предметам, выбранным учащимися.
Дополнительные возможности в рамках системы подготовки к заключительным испытаниям создают профильные смены, открытые во время каникул для учащихся округа на базе образовательных учреждений с углубленным изучением математики, иностранного языка и др.
В рамках работы структурных подразделений «Центра поддержки и сопровождения мотивированных учащихся», на базе ресурсных центров по подготовке к итоговой аттестации проводятся дистанционные консультации для учащихся и родителей не только учителями разных предметов, но и психологами.
Консультационную помощь могут получить и учителя, особенно важна эта поддержка молодым специалистам и начинающим учителям, которые вместе с детьми сами впервые сдают эти экзамены. Для них также открыты консультативные пункты, работает «Виртуальная мастерская».
Для учителей школ округа в течение года проводятся семинары-практикумы, теоретические семинары, «круглые столы», на которых обсуждаются вопросы методики преподавания наиболее сложных тем и разделов программы, а также нормативная база ЕГЭ (кодификатор, спецификация, план экзаменационной работы). Организуются встречи с учеными, авторами современных учебно-методических комплектов базового и профильного уровней, разработчиками контрольно-измерительных материалов.
В особом внимании педагогов, специалистов управления образования, методического центра нуждаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Уважительное отношение к выбору формы экзамена, создание условий, исключающих влияние негативных факторов при подготовке и проведении итоговой аттестации, – принцип деятельности педагогических работников округа. Для консультирования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья открыты структурные подразделения при центрах образования, определены специалисты в центрах психолого-медико-социального сопровождения.
В Северном округе убеждены, что комплексный подход к оценке готовности учащихся к сдаче ЕГЭ, непрерывное повышение квалификации педагогических кадров, проведение анализа качества образования, создание современных условий для реализации потенциала учащихся с разными образовательными возможностями – залог успешного развития окружной системы образования.
Владимир РАЗДИН, начальник Севернорго окружного управления образованием
Комментарии