search
main
0

«Всерайонная» сеть. Она объединит родителей, детей и педагогов

Сегодня практически на всех образовательных уровнях обсуждаются проекты создания многочисленных образовательных систем как предметной, так и организационной направленности. Идеи очень неоднозначные, противоречивые, а их реализация, как показывает практика, не всегда зависит полностью от организационных, материальных, технических ресурсов: огромный государственный портал зачастую оказывается менее востребованным по сравнению с небольшим проектом, осуществляемым небольшой группой специалистов.

Одной из существенных проблем информатизации организационных образовательных структур является то, что ее субъекты, по сути, остаются единицами разрозненными; образовательное пространство не организуется в цельные системы. На уровне региона, города, района существуют локальные сети разного объема и назначения, но они действуют как бы параллельно с привычными каналами информационного обмена и, таким образом, не реализуют свой потенциал.

Сегодня в Красносельском районе Санкт-Петербурга начат пилотный для города проект создания открытого образовательного пространства района. Необходимость этого проекта обусловлена следующими причинами.

Во-первых, географическое положение района достаточно специфично для Петербурга – это южная окраина города, периферия, – при не самом большом для городских районов населении он является самым территориально разбросанным, занимая в длину около 30 километров. На этом пространстве сосредоточено более 40 школ, множество детских садов, учреждений дополнительного образования: Дом детско-юношеского творчества, спортшкола и пр. Естественно, в такой ситуации управление, координация действий и мониторинг изменений в рамках района весьма проблематичны. И самой большой образовательной проблемой оказывается информационный «дефицит».

Во-вторых, в районе на протяжении ряда лет имеется серьезная технологическая база – работает Учебно-методический центр информатизации образования «ИНФОБ», ориентированный как на профессионализацию учителей и школьных администраторов, так и на многочисленные курсы для учеников района. Практически все школы района имеют доступ в интернет (dial-up и ADSL), в каждой школе есть компьютерный класс (в некоторых – не один).

Естественно, что в данной ситуации наиболее удобным (и наименее затратным) путем создания координированного взаимодействия образовательных субъектов является создание интернет-сайта как точки, аккумулирующей данные и предоставляющей динамически обновляемую информацию об образовательной ситуации в районе.

В настоящее время еще только ведется предварительная концептуальная разработка проекта, разрабатываются перспективные направления работы будущего сайта.

Кто должен быть первичным адресатом системы? Мы выделили 5 субъектов, для которых мониторинг образовательной реальности представляет профессиональный интерес: работник районного отдела образования, школьный администратор, учитель, родитель, ученик.

Запуск всех направлений деятельности проекта – дело нескольких лет. На первом этапе реализации проекта было решено создать раздел, адресованный школьным администраторам.

Содержательное наполнение «административного» сайта формировалось на основании мониторинга образовательных запросов школьных администраторов – директоров и их заместителей. Работа строилась следующим образом. На первом этапе проводился «мозговой штурм», в котором принимали участие работники РОО, НМЦ, районного центра информатизации образования и группа руководителей образовательных учреждений, заинтересованных в разработке проблемы и имеющих опыт работы с информационными ресурсами интернета. Кроме того, был проанализирован информационный сборник района – ежегодное издание, существующее уже около 10 лет, публикующееся по итогам учебного года и включающее разнообразную информацию об образовательной системе района (итоги образовательной деятельности, аттестация учреждений и педагогических кадров, достижения ОУ (образовательного учреждения) и отдельных педагогов, система дополнительного образования, деятельность учреждений сопровождения, бюджетное финансирование, дополнительные платные образовательные услуги и пр.). На базе этого были приблизительно определены те содержательные области, которые необходимо представить на сайте. Второй этап – анкетирование руководителей учреждений образования района и их заместителей, которое выявляло степень заинтересованности этого контингента в той или иной информации, готовность учреждений «открываться», давать информацию о своей деятельности, а также непосредственную готовность к работе с сайтом – на уровне понимания специфики самой работы, кроме того, технологическую, ресурсную и пр. На этом этапе пополнился и содержательный блок сайта, например, поступило предложение ежемесячно вывешивать краткий конспект информационных совещаний для директоров и завучей. По итогам работы первого и второго этапов, собственно, и сформировалась структура сайта.

Как показали анкеты руководителей учреждений образования района, они скорее готовы быть потребителями информации, чем ее предоставлять. Это и неудивительно, ведь сколько бы мы ни говорили сегодня о необходимости для школы «открыться», она все же продолжает в значительной мере оставаться закрытой системой. Кстати, если обратиться снова к анкетам руководителей, то их заинтересованность в том, что происходит в соседних учреждениях образования, достаточно невысока. Мы надеемся, что с помощью сайта удастся начать корректировку этой ситуации. Например, планируется размещать информацию о возможностях дополнительного образования в школах и дошкольных учреждениях района (секции, кружки, клубы, творческие коллективы), чтобы система дополнительного образования в районе в перспективе смогла бы стать единой. Этот опыт актуален в связи с переходом к профильному обучению, когда даже самая лучшая школа вряд ли сможет в одиночку удовлетворить образовательные запросы всех своих детей – следовательно, возникнет необходимость формировать межшкольные группы ребят для освоения тех или иных элективных курсов. Такая работа действительно сможет сделать городской район единым образовательным пространством, что, безусловно, качественно улучшит условия и расширит возможности образования детей.

В какой информации школьные администраторы заинтересованы? В первую очередь это нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения, исходящие как от Министерства образования и городского Комитета по образованию, так и от районного отдела образования. Во-вторых, школьного администратора интересуют планы работы целого комплекса образовательных структур: организаций, ответственных за постдипломную профессионализацию кадров, районного отдела образования, ежемесячно проводящего мероприятия, научно-методического центра района. В-третьих, интерес администратора составляют проблемы, непосредственно связанные с процессом управления школой. Сюда относятся образцы документации (здесь оговоримся, что помимо так называемой официальной документации в целом ряде образовательных учреждений существуют внутренние приказы, распоряжения, правила, которые не противоречат существующим правилам, но заметно облегчают организационный процесс), вопросы аттестации педагогических кадров и учреждений образования, районные мероприятия для педагогов, родителей и детей, вакантные места в школах (как педагогические, так и «детские»). Важной также представляется возможность обращения школьных администраторов через сайт к компетентным специалистам – управленцам, ученым, коллегам – для разрешения возникающих в ежедневной практике вопросов. Четвертое выделенное направление охватывает образовательные запросы администраторов школ: материалы по ЕГЭ, образовательные программы, фонд учебников в школах района.

Важной составляющей является формирование уровня компетенции школьного администратора. Для этого на сайте эксперты будут проводить мониторинг специализированной периодики, ориентированной на эту профессиональную группу (журналы «Завуч», «Директор школы», «Практика административной работы».

При подготовке проекта мы просмотрели несколько десятков административных образовательных сайтов. При разнице их направленности, структуры, наполнения практически все они отличаются одной особенностью: они существуют как бы в законченном виде, после этапа создания и первичного наполнения темп их обновления существенно замедляется или останавливается вовсе.

Поэтому, кроме описанной так называемой информационной составляющей проекта, мы считали необходимым ввести «динамический» компонент: каждый школьный администратор районной системы после ее запуска обязан предоставлять (в соответствии с установленной формой) данные о своей школе. Одни данные заносятся на сайт раз в год, другие – раз в четверть, третьи требуют еженедельного обновления. Конечно, для выполнения этой работы в ОУ нужны дополнительные ресурсы, но в большинстве школ директора готовы решить эту проблему. При подобного рода работающей системе, в которой пользователь одновременно и получает необходимые ему данные, и является информационным «поставщиком», можно говорить о мониторинге картины динамически меняющейся образовательной ситуации в рамках района. Создание последней – главная цель системы в целом, вне зависимости от субъекта, которому адресована та или иная информация.

Сегодня детально прорабатывается именно эта составляющая проекта. Запуск разделов «Работник РОО», «Учитель», «Родитель», «Ученик» – разговор будущего. Поэтому эти перспективы сегодня мы можем обрисовать относительно абрисно. Обозначим приоритетные направления деятельности каждого из будущих блоков.

Работник РОО:

1. Статистические данные по ОУ: наполняемость, результаты учебной деятельности, движение учащихся, вакансии педагогических кадров, вопросы аттестации и пр.

2. Плановые мероприятия в ОУ: педсоветы, семинары, конференции, праздники и пр.

3. ОУ в городских, федеральных и международных проектах.

Учитель:

1. Повышение квалификации: планы работы городских и районных образовательных структур.

2. Межшкольное взаимодействие: работа методических объединений, предметные программы, учебники, образцы методических материалов, внеклассная работа по предмету, предметные мероприятия, проходящие в школах района.

3. Анализ районных диагностических работ и результаты олимпиад. ЕГЭ.

4. Ассоциация предметников района: совместные инициативы, знакомство с профессиональным опытом коллег, координация в реализации совместных проектов, представление опыта лучших учителей района.

5. Юридическая консультация.

Ученик:

1. Образовательные программы школ: профили, спецкурсы, связь с вузами.

2. Дополнительное образование: возможности школ, учреждения дополнительного образования.

3. Консультирование в кризисных ситуациях: координаты служб и «канала доверия».

4. Контакты по интересам.

Родитель:

1. Рейтинг ОУ.

2. Образовательные программы школ: профили, спецкурсы, связь с вузами.

3. Результаты экзаменов, сведения о поступлении выпускников.

4. Дополнительное образование: возможности школ, учреждения дополнительного образования.

5. Консультирование в кризисных ситуациях: координаты служб и «канала доверия», юридическая консультация.

6. Мнения об ОУ.

Необходимо подчеркнуть, что эта структура не является однажды и навсегда очерченной. В работе с этим информационным ресурсом, как мы предполагаем, будут расширяться информационные запросы руководителей учреждений образования, и в связи с этим будет претерпевать изменение и сам сайт. Вообще необходимо отметить, что сегодня информационная культура руководителя – это важнейшая составляющая его профессиональной компетентности. Создание районного информационного ресурса, безусловно, стимулирует рост информационной культуры руководителей учреждений образования.

Естественно, пока это существует на уровне идеи, многое будет подвергаться пересмотру, реструктуризации. И сейчас нам не очень важно, войдет в тот или иной раздел определенный пункт. Много важнее осознать, каким образом данная система сможет качественно изменить образовательную инфраструктуру района, какие у нее будут достоинства или ограничения в использовании. Это новый образовательный продукт, механизм, осознание результатов его работы придет еще не скоро. В полном масштабе система оправдает себя, по нашему мнению, только при запуске подобных проектов во всех городских районах, при образовании сети элементов, позволяющей говорить о том, что в нашем образовании действительно существует открытое образовательное пространство.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте