search
main
0

«Всеобуч» XXI века. Находится он в Москве, работает на всю страну

В 2002 году руководитель Информационно-аналитического центра МДО Владимир Яблонский стал лауреатом конкурса проектов «Лидер в образовании». Деятельность Центра, отмеченного престижной наградой «Факел Бирмингема» в номинации «За компьютеризацию и системную информатизацию», известна не только в нашей стране, но и за рубежом. Как удалось создать такой Центр, наладить его работу, каковы дальнейшие планы – об этом беседа с Владимиром ЯБЛОНСКИМ.

– Всегда интересно, что было вначале. Сначала был педвуз?

– Нет, Институт инженеров транспорта, серьезные работы по системно ориентированному проектированию, машинной графике, прикладному программированию, разработке различных программ для учебного процесса на разных кафедрах, методических материалов. Со второго курса и до окончания вуза я постоянно совмещал учебу с работой, а после окончания получил приглашение в одно из первых совместных предприятий по разработке информационных систем, телекоммуникаций, электронной почты. Мы готовили различные сюжеты для телевидения об опыте использования информационных систем, работали, в частности, по заказу Минпромнауки. Говорю «мы», потому что постепенно был создан коллектив единомышленников, с которым я и пришел работать в Информационно-аналитический центр, когда получил такое приглашение от тогдашнего ректора МИПКРО Аносова. Сначала Центр был структурой Института повышения квалификации, а потом стал самостоятельной единицей.

– Неужели работа в системе образования показалась вам интереснее работы в совместном предприятии?

– Она привлекла меня тем, что надо было начинать на новом месте, Центр создавался для информационного обеспечения Департамента образования, речь шла о переводе его деятельности на совершенно иной организационный и системный уровень. Нам надо было закупать технику, строить локальную сеть и делать все так, как когда-то мечталось или хотелось, что называется, «по уму». Это и для нас была хорошая школа. Потому что пришлось анализировать потребность в информационных системах, заниматься разработкой систем, связанных с контролем исполнения, с электронным документооборотом, с электронной почтой, с учетом материально-технического обеспечения, с развитием профтехобразования и так далее. Меня всегда привлекала такая деятельность, которая позволяла бы доходить до определенного практического результата, интересно ведь сначала разработать, потом внедрить и увидеть, как работает придуманное тобой, что реально изменяет что-то в жизни людей. В этом смысле система образования и система управления им предоставляла и предоставляет такие возможности. Если мы внедрили какой-то информационный комплекс, то должны обучить людей, научить их так, чтобы они в дальнейшем смогли свободно и самостоятельно им пользоваться, вышли на качественно иной уровень своей деятельности.

– Специалисты утверждают, что самое сложное – подключить к телекоммуникациям обычные школы. Вам удается решать эту трудную задачу?

– Мы над ней работаем. В свое время с коллективом лаборатории информатики мы занимались подключением школ к телекоммуникациям, тогда, 12-13 лет назад, это был еще не интернет, а знаменитая в свое время любительская сеть FIDONET, которая охватывала почти полстраны. У нас была задача подключить к этой сети не две-три школы, а, скажем, все школы учебного округа.

– Но зачем вам нужно было ставить такую непростую задачу?

– Потому что иначе нельзя было и заикаться о предоставлении каких-то новых информационных услуг, о новой образовательной технологии. Но уже тогда мы понимали, что главное, с чего надо начинать – это автоматизация процесса управления образованием. С этой идеей мы пришли к тогдашнему руководителю управления образования Зеленограда Татьяне Николаевне Забелиной и объяснили, что в результате удастся изменить вообще всю идеологию работы округа. Проект был масштабным: мы развернули локальную сеть в окружном управлении, подключили к ней все школы округа, установили необходимые программы и сразу почувствовали кардинальные изменения. Директоров учебных заведений уже не надо было каждый час и даже каждый день вызывать на совещания – они пользовались электронной почтой, получали информацию от руководителей округа и сами давали информацию им.

– А как вам удалось всех обучить этой премудрости?

– Мы устраивали выездные семинары для аппарата управления, для директоров школ. Монтировали локальную сеть в доме отдыха, устанавливали компьютерный класс и учили по 10 часов в день, но не использованию компьютерных программ, а скорее современным социальным технологиям, объясняли, как они изменяют общество, как могут изменить образовательную систему, если правильно оперировать этими «компонентами информационного общества». Все это разрушало те психологические барьеры, которые неизбежно возникают у человека перед новыми условиями работы и новыми инструментами для этой работы. Это была сложная работа, потому что приходилось учить в основном гуманитариев, людей в зрелом возрасте, объяснять им элементарные вещи, которые должны были кардинально изменить их подход к новым технологиям управления. В результате могу сказать, что инновационный потенциал управленцев в округе перешел на иной, более высокий уровень, после чего уже легко внедрялись другие инновации. Такой итог лично меня очень радовал, потому что я знаю примеры, когда крупные фирмы тратили миллионы долларов на приобретение корпоративных информационных систем, но они оказывались неэффективными, потому что совершенно не учитывалась психология людей, которых заставляли, а не учили, не готовили к работе с этими системами. Мы пошли иным путем, и эффект был очень значительным. Мы доказали, что работа с кадрами позволяет увеличивать мотивацию и адаптацию к нововведениям.

– Какие аргументы при этом были главными?

– Управленцы в образовании очень хорошо видят, что количество их функций с начала перестройки возросло вдвое, при этом аппарат сокращается, а требования увеличиваются – появляются новые подходы, программы, меняется законодательная база и так далее. Остаются на своих местах самые сильные, но и они не в силах справиться с растущими нагрузками. Помочь им можем только мы с нашими новыми информационными технологиями, дав управленцам те инструменты, которые позволят им действовать более эффективно, освободить время для серьезного обдумывания и принятия стратегических решений.

– И что в результате?

– В результате мы, с одной стороны, внедряли автоматизацию, которая освобождала время сотрудникам аппарата на стратегическую работу, с другой стороны – эти средства автоматизации служили и служат источником информации, которую могут анализировать управленцы, давая тем самым некое качество управленческим решениям, способствующим развитию образования. В итоге получается некое диалектическое развитие по спирали, когда мы приходим к тем же вопросам на новом витке развития и с новым качеством их решения.

– Поможете ли вы регинам, а если да, то как?

– Могу сказать, что многие регионы пользуются нашими разработками. Мы периодически объезжаем регионы, помогаем и советуем. Недавно были в Ленинградской и Самарской областях, на Кавказе. У многих регионов техническое оснащение лучше, чем в Москве, но нет того, что есть у нас, – программ, методик, программных продуктов, их у нас просят, и мы делимся имеющимся. Сегодня Министерство образования России серьезно заинтересовалось нашими разработками, ведь, пожалуй, мы единственные в стране, кто с такой целеустремленностью занимается комплексной автоматизацией всей системы среднего образования. Мы советуем министерству не повторять уже пройденный нами путь, а просто тиражировать уже накопленный нами опыт в других регионах – это сэкономит ресурсы и силы. Сегодня министерство уже согласилось, что этого достойна разработанная нами система «Всеобуч», помогающая создать базу данных по всем обучающимся и ориентированная на решение целого круга не только образовательных, но и социальных задач, она помогает отслеживать, например, тех детей, которые зачастую теряются при переходе из одной школы в другую, выпадают из поля общественного внимания, пополняют криминальные ряды. А мы предлагаем сделать уже следующий шаг, ведь у нас есть специализированные порталы для управленцев, например, внутрикорпоративные, позволяющие объединить все базы данных и информационные ресурсы и качественно улучшить процесс управления образованием. Надеюсь, что и эти, и многие другие наши наработки получат дальнейшее развитие на федеральном уровне.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте