Все близлежащие леса, поля и горы пройдены походами. Экспозиции городских музеев изучены до последнего первобытного камня, спектакли в местном театре пересмотрены и разве что наизусть не выучены, а команды КВН из соседних школ уже не раз уложены на лопатки в честной турнирной борьбе. Чем еще можно занять и заинтересовать класс? Как вдохнуть в него интерес к жизни? Как в конце концов реализовать собственные амбиции классного руководителя, раскрыться на все сто не только как учителю-предметнику, но и как воспитателю. Ведь нынче, когда классные руководители внезапно «вышли из тени» и внимание к их работе столь пристально, особенно важно показать и доказать, что ты на самом деле чего-то стоишь. Сегодня перед вами советы и подсказки, обнаруженные в бездонной «методической копилке» Валентины БЕРЕЗИНОЙ, начальника отдела воспитания и дополнительного образования детей Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ.
Информация правит миром
Походы, экскурсии, классные вечера – все те яркие события, которыми испокон веку живет класс, конечно, остаются с вами. Это те традиции, которые прижились в нашей школе и от которых ни в коем случае и впредь нельзя отказываться. Но этим миссия современного классного руководителя не исчерпывается. Он должен постараться сделать все от него зависящее, чтобы о его питомцах узнала не только школа, но и город, район, область или республика, а в идеале – вся Россия. Ведь детские победы, награды, грамоты, кубки и призы идут в зачет и классному руководителю. Как этого добиться? Просто нужно быть в курсе всего, что творится, организовывается и проводится в образовательном пространстве на всех его уровнях. Ведь наше время непременно войдет в историю образования как эпоха бесконечных больших и малых конкурсов и соревнований. Почему бы не убедить ребят пробовать тут свои силы?
К счастью, на конкурсной информации не стоит гриф «совершенно секретно», календарь всероссийских массовых мероприятий публикуется на сайте Министерства образования и науки, условия всевозможных акций можно найти и на сайте Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей по адресу www.molros.ru. Положения о конкурсах регулярно рассылаются по регионам и должны доходить до каждой школы.
Еще в конце прошлого года по всей России разошлись документы о проведении Первого Всероссийского открытого конкурса творческих работ «Гайдар. Время. Мы». Уже совсем скоро, в 2009 году, юбилей Аркадия Петровича, мы все выросли на его книгах, жаль, если современные ребята не пройдут эту школу жизни.
Погоня за лидером
Следующий шаг – заинтересовать ребят, убедить их, что конкурс – это не «обязаловка» для галочки, навязанная кем-то сверху, но еще одна ступенька к личному успеху, шагнуть на которую – дело чести. Тут важно найти верный тон разговора, удачное время, чтобы пусть не весь класс, но хоть кто-то из детей вас услышал и понял. Нужно показать ребятам, какие они разные и при этом насколько они интересны друг другу именно тем, что увлекаются самыми разными вещами. Именно поэтому классный руководитель просто обязан знать, чем заняты его воспитанники в свободное от учебы время, что их интересует больше всего – это те «тайные педали», на которые впоследствии можно давить мягко, но настойчиво.
Совет, как можно быстрее выявить в классе явных и скрытых лидеров, – тоже не пустой звук. Именно эти ребята, если работать с ними аккуратно и грамотно, со временем становятся первыми помощниками, правой рукой классного руководителя. Видя, что их успехи вне школы интересны еще кому-то, кроме их самих, они сделают все, чтобы не уронить честь класса на самых высоких конкурсных уровнях.
Родителей – за парты
Первый признак успешного классного руководителя – довольные и счастливые родители. Именно по ним, по взрослым, как по лакмусовой бумажке можно судить, правильный ли маршрут выбрал весь классный «караван». Великолепный воспитательный результат дает только спаянная триада: учитель – ребенок – родитель. Стоит выпасть хоть одному звену, считайте, придется все начинать сначала. Классный руководитель должен постоянно помнить, что он не обвинитель в суде и все свои претензии, даже если они и есть, должен держать при себе, а уж если высказывать их, то исключительно в форме дружеских советов. И ни в коем случае не прилюдно: то, что проблемные родительские собрания нужно проводить в форме индивидуальных консультаций – это даже студенту-первокурснику сегодня понятно. А что же делать на общих собраниях? Вот тут-то на помощь педагогу и приходит старая, добрая, но отчего-то незаслуженно забытая система родительского всеобуча. Сегодня она возвращается в новой, современной форме. Самый интересный и полезный вариант – встреча родителей со специалистами самых разных направлений: с врачами, наркологами, юристами, психологами, коррекционными педагогами. Мамам и папам некогда теперь, обложившись книжками и справочниками, искать ответы на все интересующие их вопросы, проблемы наваливаются как снежный ком, и задача классного руководителя – помочь от них избавиться.
Под эгидой Российской академии образования, Института семьи и воспитания РАО уже созданы специальные образовательные программы для родительского всеобуча. Наверняка если обратиться в региональный институт повышения квалификации, то и там методисты не откажутся помочь вам разработать собственные, авторские документы.
Итак, возможностей проявить себя у классного руководителя сегодня масса. Были бы желание, азарт и вера в собственных детей. Мы привыкли судить о работе школы по ярким цифрам и процентам: сколько выпускников поступило в вузы, сколько медалей и побед на олимпиадах в «школьном зачете». А какими графиками и таблицами проиллюстрировать уровень воспитания ребенка, то, ради чего и придумана должность классного руководителя? Нет их, да и быть, наверное, не может. Единственный показатель – то, как ведет себя ребенок, когда рядом нет взрослых. И если достойно, то не это ли главная награда пусть даже самому амбициозному и знающему себе цену классному руководителю?
Комментарии