Рыльское педучилище я окончила в 1972-м. На выпускном сочинении была предложена тема: «Отчизне посвятим души прекрасные порывы…», и я выбрала ее. Казалось, так просто – написала, сдала и забыла. Но оказалось непросто. Все, что я тогда сказала, заставило меня быть верной слову, чтобы быть в ладу с собой. Но начну по порядку.
…Когда Екатерина Вторая создавала Институт благородных девиц, она рассчитывала, что в нем будут обучать девочек знатных семей. Великая царица надеялась, что, став женами знатных мужей, они могли бы преобразовывать общество через благородное воспитание своих детей. Ее надежды оправдались. Но после революции в России все в ней получило крутой разворот. Однако в начале двадцать первого века я обнаруживаю, что, оказывается, в наше время открыт современный Институт благородных девиц. Как человек любопытный, я еду в Москву узнать, что это такое. Сотрудники любезно меня принимают, показывают учебные планы. И каково же было мое удивление – они совпадают с планом нашего педучилища. «Да-да,- улыбается завуч, – педучилище в советское время было скрытой формой Института благородных девиц, только языков не было да апартаменты не те…» Уроки изобразительного искусства, музыки, вокала, танца, основы сценического искусства и выразительного чтения, уроки печати и даже сельского хозяйства, труда и домоводства… И как же враг недосмотрел – советских учительниц обучали по учебному плану Института благородных девиц….В Сибири, куда меня направили вместе с другими романтиками по окончании педучилища, я вела историю, географию, музыку, рисование и физкультуру. Затем – эпопея старшей вожатой, зам. директора по воспитанию, зам. директора по науке и инновационной деятельности и всегда попутно учителем истории и музыки. Я много ездила, много училась, но образ мой как педагога был оформлен в педучилище. …Педагогическая среда. Вторая половина дня. Вдоль стен коридоров стоят деревянные кресла, все занятые студентами: одни что-то читают, другие собрались группой – весело беседуют, третьи «пилят» на баяне (тогда не было музыкального корпуса). Но вот по коридору проходит кто-то из преподавателей – все молча встают, приветствуя. И так каждый день, все четыре года. Хор, вокал, инструмент, духовой оркестр могли составлять у студента до семи-восьми часов в неделю. Оркестром в течение нескольких десятилетий руководил бывший сын полка Найденов Николай Иванович. Руководил азартно, игриво, вдохновенно… Его оркестр предварял каждый праздничный вечер, связывая воедино сломанную историю страны, наполняя мажором и романтикой наши души.Директор Возгрин Дмитрий Яковлевич был олицетворением высокого стиля. Царственная осанка, аристократические манеры, тихий голос, застенчивая улыбка… Говорят, если у человека в жизни был хоть один хороший учитель, он непременно состоится как личность. В педучилище в наше время работала целая плеяда выдающихся учителей. Мы пребывали в состоянии полного психологического комфорта, ощущая на себе единый, благородный, теплый, мажорный и динамичный стиль той педагогической среды, в которой мы взрастали.Сегодня, к сожалению, современные родители с компьютерным интеллектом, характеризуя учителя, говорят: он хороший, потому что дает детям хорошие знания. Жаль, что только это становится основным критерием оценки учителя. Ведь знания может дать и компьютер, а вот личность человека формируется только личностью. Думаю, главный критерий оценки учебного заведения – качество среды, а точнее, насыщенность педагогической среды, где получаемая сумма знаний является только частью педагогического процесса, а вся ценность его состоит в самой атмосфере заведения, стиля организации этого самого процесса. Богатство общества в его людях. Если личность выпускника школы государство оценивает по сумме книжных знаний, то оно и получит книжников и фарисеев, для которых формальное право выше здравого смысла, где буква выше ценности человека. Они создадут общество, где ребенка заберут из семьи в детский дом, потому что у семьи не хватает квадратных метров жилплощади. Они же и продадут ребенка – своего соплеменника – заморским покупателям.85 лет отметило педучилище. Что сегодня происходит? Индивидуальные занятия по музыкальному инструменту с будущего года отменяются, нет уроков изобразительного искусства, труда, практически весь эстетический цикл выведен из плана. Ведь теперь у нас Россия не страна, а холдинг, которым управляют менеджеры. Их задача – извлечь максимальную прибыль из всего. Сегодня учитель должен стать всего лишь приставкой к компьютеру, сторожем у детей. Ему достаточно инструментария… Эстетический цикл теперь не нужен учителю. И сегодня я, выпускница старой педагогической школы, хочу встать на защиту наших последних рубежей – системного образования. Потому и пишу в родную газету о том, что меня волнует.Татьяна СОРОКИНА, педагог с 30-летним стажем, Курчатов, Курская область
Комментарии