– Боже мой, увидеть Мэрил Стрип хоть одним глазком, а там и умирать не страшно! – с блаженным лицом прошептала немолодая, скромно одетая женщина, дежуря с «мыльницей» у отеля «Националь». – Я всегда об этом мечтала!
Самым сумасшедшим мечтам российских поклонников кино на нынешнем, XXVI кинофестивале было суждено сбыться: в российскую столицу прибыла не только легендарная Мэрил Стрип, но и Квентин Тарантино, Эмир Кустурица, Алан Паркер, Руперт Эверет, Изабель Аджани! Всех их можно было увидеть не только журналистам, но и простым смертным, которые могли столкнуться с ними на Красной площади, в Храме Христа Спасителя и прочих достопримечательностях столицы, которые не преминули показать гостям. По количеству звезд – причем настоящих, первой величины, а главное остроактуальных – XXVI фестиваль затмил собой кинофорумы последних лет.
В Москве выяснились интересные душевные пристрастия знаменитостей. Так, оказалось, что Квентин Тарантино любит Пастернака, «Макдоналдс» и Музей кино. Как и обещал, режиссер посетил могилу Бориса Пастернака в Переделкино. Вездесущие папарацци зафиксировали интимный момент: создатель «Криминального чтива» посидел на снятом пиджаке возле могилы Пастернака, а потом, растроганный, даже обнял надгробие великого поэта. Вообще Тарантино, судя по поступкам и общению с журналистами, оказался весьма приятным человеком, этаким «простым американским парнем». Другой знаменитый киномастер, Эмир Кустурица признался в любви к Михаилу Булгакову. Несмотря на временное недомогание, Кустурица вместе с женой и дочкой отправился осматривать булгаковские места в Москве: дом писателя, Патриаршие пруды. На этом настояла дочь Кустурицы Дуня, которая в этом году поступает в университет на литературный факультет и интересуется русскими писателями.
– Я счастлив, что хожу по тем же улицам, по которым когда-то ходил Булгаков, – объяснил режиссер.
На сцене кинотеатра «Пушкинский» Кустурица получил из рук Никиты Михалкова приз «за вклад в мировой кинематограф».
Но самым запоминающимся визитом, пожалуй, стала поездка в первопрестольную для легендарной актрисы Мерил Стрип. Ведь именно во время фестиваля, 22 июня, она отметила свой день рождения. Одна из лучших актрис мира встретила свое 56-летие на даче Никиты Михалкова, в компании российских актеров Олега Меньшикова, Олега Янковского и неизбежного Леонида Ярмольника. Вечер был обставлен с интимной помпезностью, в чем президенту ММКФ нет равных. В качестве подарка Стрип преподнесли бриллиантовые серьги «невероятной красоты», как заявили организаторы, от ювелирного дома «Carrera y Carrera». Не обошлось и без традиционного «Happy Birthday to you» в исполнении известного саксофониста Игоря Бутмана. После этого официанты внесли огромный торт с шоколадной кинокамерой.
– Я давно не чувствовала себя такой счастливой, – призналась растроганная актриса.
Вообще же атмосфера роскоши и бомонда не слишком вязалась с предельно скромным поведением мега-звезды мирового кинематографа. На фоне шикарного черного лимузина, в котором возили актрису, Стрип в будничной пятнистой блузе и черных брюках, практически без макияжа смотрелась ни дать ни взять простой учительницей, сходство с которой подчеркивали строгие очки. А на пресс-конференции журналистов поразила ее простота и даже застенчивость: обладательница двух «Оскаров» (а выдвигалась на премию вообще рекордное количество раз – 13!) так внимательно слушала каждый вопрос, как будто впервые давала интервью, и иногда даже явно терялась! Так, в ответ на вопрос, кем она больше себя ощущает: знаменитой актрисой, матерью или женой, Стрип ответила:
– Я просыпаюсь как обычный человек и совсем не думаю: «Боже, я Мэрил Стрип!». У меня много ролей в жизни, которые я проживаю. Я считаю себя чьей-то матерью, сестрой, ребенком. Я не ощущаю себя знаменитой и стараюсь жить своей личной жизнью. Я замужем уже 25 лет, и у меня четверо детей.
Кстати, в Россию Мерил приехала с мужем и тремя дочерьми, подтвердив свой имидж образцовой семейной женщины. Между тем мало кто знает, что Стрип – не только актриса, но и… дизайнер по костюмам по образованию и сценарист по образованию. Последнее, видимо, помогает звезде выбирать кинопроекты достойного уровня.
– Я действительно тщательно отбираю сценарии, которые ко мне поступают, – признала Стрип. – Однако это не значит, что мое мнение совпадает с оценкой кинокритиков. У меня есть фильмы, которые не очень хорошо приняли критики, но которые мне самой нравятся. Например, «Смерть ей к лицу» (черная комедия, где Стрип проявила себя блистательной характерной актрисой. – Т.Е.), но это, возможно, связано с тем, что в фильме критически показана пластическая хирургия, а это не очень популярная тема в Америке.
Сама Мерил Стрип в свои 56 лет выглядит лет на 10 моложе. Однако, похоже, она не признает пластической хирургии и ратует за естественность.
– Мне не нравятся неподвижные лица, – согласилась актриса. – Лицо должно быть живым. Именно поэтому я могла смотреть на свою бабушку часами. Ее уже нет со мной, но я постоянно вспоминаю о ней с большой любовью.
И все-таки, несмотря на сдержанность, кинозвезда вспомнила свое детство.
– Первое, что я запомнила, это как я сижу на высоком стуле – знаете, с таким подносиком. Я любила протирать его губкой, и вот однажды губка упала. Тогда я сказала: «Ну дайте же мне губку, черт побери!». Это были чуть ли не первые мои слова.
А знаете, в каком времени хотела бы жить Мерил Стрип?
– Мое любимое время – сейчас. Оно наиболее комфортно именно для женщин. Конечно, были времена – XIX век, например, – которые кажутся нам более романтичными, но такими их изобразили литература и живопись, а в жизни, наверное, все было не так красиво. Я говорю это именно с точки зрения женщины. Если бы я родилась мужчиной, то выбрала бы, пожалуй, Америку 20-х годов прошлого века – период расцвета культуры США.
На закрытии фестиваля Стрип из рук праправнука Константина Станиславского, одиннадцатилетнего Алекса Прайера, получила специальный приз «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы Станиславского».
Впрочем, блистали в Москве не только заморские гости. Прямо на фестивале зажигались новые звезды, и что особенно приятно – отечественные. Так, журналисты буквально разрывали на части мало доселе известную питерскую актрису, красавицу-брюнетку Наталью Суркову, ради роли в фильме «Свои» Дмитрия Месхиева поправившуюся – внимание! – на 24 килограмма. На вопрос, почему она пошла на такие жертвы, ведь у нас не Америка, которая сделала национальной героиней Шарлиз Террон, позволившую себя изуродовать на экране, Наталья ответила:
– Я мысленно поставила себя в один ряд с великими актерами – Робертом де Ниро, например, и это меня подпитывало. Хотя, конечно, потолстеть до 94 килограммов – это было кошмаром. Мой главреж в театре, когда увидел меня такой, в ужасе (я ведь играю главных героинь, красоток) спросил меня: «А ты уверена, что сможешь похудеть? Вон Депардье никак не может!» Но я худею, хожу в тренажерный зал и постепенно возвращаю себе прежнюю стройность. В общем, я не рассчитывала ни на какие вознаграждения, просто я очень хотела сниматься в этой картине, у этого режиссера. Я считаю, что Дима – один из самых лучших российских режиссеров сейчас. Если бы все были такие, как он, наше кино было бы круче, чем в Голливуде.
Как в воду глядела: Дмитрий Месхиев был признан лучшим режиссером, Богдан Ступка, сыгравший одну из главных ролей, – лучшим актером, а сама картина получила главный приз, «Золотого Георгия», как лучшая лента. «Это не только лучший фильм, но еще и одна из лучших картин, которые я видел за последнее время. Русские кинематографисты должны гордиться этим человеком», – заявил председатель жюри фестиваля Алан Паркер, вручая приз.
Вообще главным событием фестиваля стал именно прорыв нашего кино – все три отечественные картины основного конкурса получили награды. Причем заслуженно, без конъюнктурных соображений. Кроме «Своих» Месхиева порадовали «Папа» Владимира Машкова и «Время жатвы» Марины Разбежкиной. «Папа» – история отца и сына по «Матросской Тишине» Галича – вполне закономерно взял приз зрительских симпатий, поскольку игра Владимира Машкова, исполнившего роль старого беспомощного еврея, безусловно, трогает. «Время жатвы» – грустная и смешная история о комбайнерке Тосе из послевоенной деревни. Известная документалистка Марина Разбежкина сняла фильм одновременно почти документальный – в реальной деревне, с деревенскими жителями – и пронзительно художественный. Результат – приз Фипресси (международных киноведов) и диплом от жюри российских кинокритиков.
Еще одним открытием ММКФ в конкурсе молодых и дебютирующих режиссеров «Перспективы» стал фильм Александра Велединского «Русское» по произведениям эпатажного Эдуарда Лимонова. В фильме нет скандальности ради скандальности, а есть отличная игра актеров, разнящийся от оригинала выдержанностью и добродушной иронией сценарий и грамотная режиссура.
Так что о подъеме российского кино можно теперь говорить не голословно. И что особенно радует, практически все фестивальные российские картины (кроме, пожалуй, ленты Разбежкиной, но о ней особо) – абсолютно зрительские. Смотреть наше кино теперь не только можно, но и модно!
О других наградах фестиваля: «Серебряный Георгий» достался фильму «Бунт свиней» Рене Рейнумяги и Яака Кильми (Эстония), приз за главную женскую роль – актрисе Хине Зорилья за роль в аргентинской ленте «Разговоры с мамой». Победителем еще одной конкурсной программы – «Перспективы» стала картина «Отель «Венера» Хидеты Такахаты (Япония).
Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)
P.S. Подробнее о выдающихся фестивальных лентах, а также интервью со звездами фестиваля читайте в наших следующих номерах.
Мерил Стрип еще не знает, что получит приз Станиславского
Жюри – председателю Алану Паркеру (в центре) и Ежи Штуру (слева) понравились русские фильмы
Изабель Аджани снова поразила своей вечно юной красотой
Комментарии