На днях губернатор Челябинской области Михаил Юревич заявил, что собирается свести к минимуму разницу в зарплатах руководителей и подчиненных в учреждениях образования и здравоохранения. По его словам, не дело, когда директор школы получает в 5-6, а иногда и в 7 раз больше, чем рядовой учитель.
«Раньше вся отчетность была у нас на руках, теперь же эти учреждения перешли на автономную работу, поэтому пришлось разработать новую систему мониторинга, – сказал чиновник. – В ближайшее время ее начнут применять, и будет хорошо видно, сколько денег поступает на счета больницы или школы, сколько остается, кто и какую зарплату получает. Не должно быть явной несправедливости».Эти слова можно воспринять по-разному. Конечно, стоит порадоваться тому, что кто-то из глав регионов наконец решил обуздать зарвавшихся начальников. Ведь сколько уже было возмущения по поводу их заоблачных зарплат на фоне откровенно нищенского существования их подчиненных. С другой стороны, стоит вопрос: а имеет ли вообще право (моральное и юридическое) директор получать больше подчиненного? Если нет, то почему? Если да, то какова должна быть разница в их зарплатах? Ведь даже во времена СССР, о которых многие сейчас вспоминают с такой теплотой, ни о какой уравниловке у нас и речи не было. В свое время я решил поинтересоваться у своих друзей – педагогов, менеджеров, бизнесменов, военных и пр., что они думают по этому поводу. Оказалось, что практически все признают право начальника получать больше подчиненного. А вот насколько именно зарплата руководителя должна отличаться от зарплаты подчиненного, никто мне так и не смог дать внятного ответа. Да, безусловно, когда учителю начисляют 8000 рублей, а директору – 200000, это безобразие. Но где именно это безобразие начинается, а где заканчивается, единодушного мнения нет. А если его нет, обязательно найдется тот, кто захочет его сформировать. И уже здесь аргументы могут быть самыми разными. Например, можно провести параллель с тем же Советским Союзом, вычислив разницу в процентах между зарплатами директоров и учителей в те времена и спроецировав ее на нынешние. Или же установить произвольную величину, взятую с потолка, например, сказав, что начальник должен получать не более чем в 2, 3 или 4 раза больше среднего подчиненного. Почему? Потому что у него ответственности больше в 2, 3 или 4 раза. А можно поиграть в демократию, заявив, что все должно быть поровну. Однако при этом установив систему коэффициентов, бонусов, премий и т. п. за условия труда. Чтобы формально у учителя и директора выходило вроде бы одинаково, но на деле оказывалось, что кто выше сидит, тот дороже стоит…
Комментарии